Внесение средств в ФОР
Вопросы формирования банками фондов обязательного резервирования коротко освещаются в обоих основных банковских законах, а подробно – в Положении Банка России от 07.08.2009 № 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (далее – Положение ЦБ РФ № 342).
Из Закона о ЦБ РФ
Ст. 18. Совет директоров выполняет следующие функции:
<...>
9) принимает решения:
<...>
– о величине резервных требований;
<...>
Ст. 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
<...>
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
<...>
Ст. 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливает Совет директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств КО и могут быть дифференцированными для различных КО. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета КО, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с КО в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России...
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у КО лицензии ... средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними нормативных актах Банка России.
При реорганизации КО порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.
Из Закона о банках
Ст. 25. Норматив обязательных резервов банка
Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяет Банк России...
Банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливает Банк России.
О назначении ФОР
Как видно из приведенных норм, в законах ФОРы понимаются как важный инструмент денежной и кредитной политики государства, но не сказано, зачем именно нужен данный инструмент. Ответ на этот вопрос содержится в Положении ЦБ РФ № 342 и звучит так (п. 1.1): "Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы РФ и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора". Другими словами, резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей КО (чтобы они не могли "закачать" в экономику слишком много денег) и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении (забота об обеспечении устойчивости рубля).
Таким образом, использование резервных требований уместно не постоянно, а только в следующих случаях: когда, во-первых, есть объективная необходимость сократить количество денег в обращении (остановить либо сделать его рост контролируемым), чтобы не допустить "перегрева" экономики, и когда, во-вторых, наиболее подходящим для этого средством будет признано ограничение кредитных возможностей коммерческих банков путем изымания у них определенной части привлеченных ими средств (или увеличения такой части). Следовательно, средства ФОР, аккумулируемые в Центробанке как бессрочные вклады коммерческих банков, должны жестко исключаться из всякого оборота.
В цитированном пункте Положения ЦБ РФ № 342 не говорится прямо о том, что резервные требования нацелены на ограничение спроса на банковские услуги, хотя такое их предназначение очевидно из рассмотренного текста; ничего не говорится и о средствах ФОР как источнике погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами при отзыве у него лицензии, хотя это прямо следует из предпоследней части ст. 38 Закона о ЦБ РФ.
Мнения специалистов по данному вопросу сводятся к следующим пунктам.
1. Необходимость и эффективность применения резервных требований с точки зрения банковского регулирования подтверждается мировым опытом. Такие требования к кредитным институтам применяются почти во всех странах с рыночной экономикой.
2. В то же время данный инструмент нельзя считать гибким и пригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов, так как в определенном смысле он представляет собой сильнодействующий дестабилизирующий экономику фактор. Даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций.
3. Для стран с развитой банковской системой характерно применение резервных требований как инструмента долгосрочного регулирования кредитной деятельности банков, причем данный способ государственного регулирования там занимает скромное место. При этом нормы резервирования пересматриваются редко (не чаще чем через несколько лет) и только при необходимости внесения изменений в динамику и объем денежной массы.
4. В России они используются в основном для стабилизации денежного обращения и борьбы с инфляцией, т.е. для текущего регулирования денежной массы и ограничения темпов ее роста. По крайней мере такова официально прокламируемая позиция.
Однако какие-либо статистические данные о действии банковского мультипликатора в России отсутствуют. Нет информации и о том, в какие активы размещает ЦБ РФ средства, которые должны храниться на резервных счетах (в том, что он пускает указанные средства в оборот, никто не сомневается). Это делает уязвимым обоснование самой необходимости использования резервных требований в наших условиях и затрудняет оценку эффективности их применения.
Кроме того, резервные требования используются: для регулирования спроса на банковские ресурсы; для регулирования уровня ликвидности, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков; как источник погашения обязательств банка с отозванной лицензией (т.е. как элемент конкурсной массы ликвидируемого банка).
Таким образом, отечественная банковская практика пока не дала однозначного и убедительного ответа на вопрос о том, каково должно быть действительное предназначение ФОРов в наших реальных условиях.