Критерии оценки деятельности отдела по логистике в компании
Компания, определившая логистику как одно из приоритетных направлений своего развития, должна задействовать соответствующую систему мониторинга и контроля за деятельностью данного подразделения. Компания должна использовать различные методы оценки эффективности логистических операций. Основными из них считаются количественные и качественные критерии оценки. Из числа количественных критериев следует выделить оценку затрат или издержек, связанных с исполнением логистических операций.
К одному из наиболее значимых критериев относится производительность операций по логистике, связанных с производственными действиями. Это может быть количество отгруженных тонн товара в смену, количество рабочего времени, потраченное на выполнение тех или иных логистических операций, и т.д.
Кроме того, не менее важны критерии качества сервиса, предоставляемого клиентуре. Критериями в этом случае могут быть показатели точности и аккуратности в выполнении заказов, соответствия уровня исполнения операций по логистике ожиданиям потребителей, отсутствие ошибочных действий в работе, срочность исполнения заказов и т.д.
Процесс управления логистическими операциями на фирме может быть оценен способностью менеджеров:
• четко и продуктивно организовать ежедневную работу;
• выявить проблемы и успешно разрешить их;
• понять потребности клиентуры и действовать в рамках их ожиданий.
Действенным инструментом повышения эффективности логистических операций является логистический аудит.
Основные задачи логистического аудита:
• выполнение стратегического, тактического, оперативного логистического плана;
• соответствие логистической стратегии корпоративной стратегии;
• качество логистического сервиса, степень удовлетворенности клиентуры;
• эффективность выполнения отдельных логистических функций и работа отдельных подсистем;
• эффективность использования финансов, ресурсов, персонала;
• эффективность использования транспортной и складской инфраструктуры;
• эффективность информационно-компьютерной поддержки;
• аудит логистических издержек;
• анализ деятельности логистических аутсорсеров;
• уровень координации и взаимодействия с другими подразделениями.
Виды логистического аудита:
1) общий функциональный;
2) специальный функциональный;
3) специальный аудит запасов;
4) товарно-транспортной документации и расчетов за транспортные операции;
5) финансовый.
Последовательность логистического аудита приведена ниже.
1. Проверка наличия логистической стратегии и ее соответствие стратегиям компании.
2. Локализация логистических функций и измерение их показателей (но видам логистики по отдельным функциям).
3. Анкетирование и собеседование.
4. Работа с документацией.
5. Описание логистической системы, которую хотелось бы получить после проверки и внедрения ее результатов.
Интересна и часто используется методология логистического аудита, применяемая аудиторской фирмой Logistics Field Audit (LFA). Данная методика содержит три ключевых принципа:
1) логистическая стратегия должна четко соответствовать стратегии цели и миссии компании;
2) необходимо вести строгий учет издержкам логистики в стоимости продукции;
3) определить ключевые логистические компетенции (показатели) и осуществлять их мониторинг.
Три ключевых направления логистического анализа данной методики направлены на снижение издержек и улучшение финансовых результатов компании:
1) сокращение операционных затрат;
2) уменьшение оборотного капитала;
3) повышение коэффициента возврата на активы.
Сокращение операционных затрат касается следующих видов
издержек:
• складских (warehouse management system)]
• инвентаризационных;
• транспортных (transportation management system), особенно при ВЭД, так как при этой деятельности они составляют более 50% всех издержек логистики;
• структурных логистических (усовершенствование логистических операций, логистической инфраструктуры, дистрибутивных центров, использование служебных и производственных помещений).
Снижение оборотного капитала путем ускорения оборота товаров на складе, снижения запасов до разумного уровня, уменьшения дебиторской задолженности, ускорения обработки заказов, ускорения цикличности производства и обращения.
Повышение коэффициента возврата на активы (Return on Assets, ROA, или прибыль, отнесенная к основному капиталу) – основной показатель эффективного функционирования предприятия.