Критерии оценки деятельности отдела по логистике в компании

Компания, определившая логистику как одно из приоритетных направлений своего развития, должна задействовать соответствующую систему мониторинга и контроля за деятельностью данного подразделения. Компания должна использовать различные методы оценки эффективности логистических операций. Основными из них считаются количественные и качественные критерии оценки. Из числа количественных критериев следует выделить оценку затрат или издержек, связанных с исполнением логистических операций.

К одному из наиболее значимых критериев относится производительность операций по логистике, связанных с производственными действиями. Это может быть количество отгруженных тонн товара в смену, количество рабочего времени, потраченное на выполнение тех или иных логистических операций, и т.д.

Кроме того, не менее важны критерии качества сервиса, предоставляемого клиентуре. Критериями в этом случае могут быть показатели точности и аккуратности в выполнении заказов, соответствия уровня исполнения операций по логистике ожиданиям потребителей, отсутствие ошибочных действий в работе, срочность исполнения заказов и т.д.

Процесс управления логистическими операциями на фирме может быть оценен способностью менеджеров:

• четко и продуктивно организовать ежедневную работу;

• выявить проблемы и успешно разрешить их;

• понять потребности клиентуры и действовать в рамках их ожиданий.

Действенным инструментом повышения эффективности логистических операций является логистический аудит.

Основные задачи логистического аудита:

• выполнение стратегического, тактического, оперативного логистического плана;

• соответствие логистической стратегии корпоративной стратегии;

• качество логистического сервиса, степень удовлетворенности клиентуры;

• эффективность выполнения отдельных логистических функций и работа отдельных подсистем;

• эффективность использования финансов, ресурсов, персонала;

• эффективность использования транспортной и складской инфраструктуры;

• эффективность информационно-компьютерной поддержки;

• аудит логистических издержек;

• анализ деятельности логистических аутсорсеров;

• уровень координации и взаимодействия с другими подразделениями.

Виды логистического аудита:

1) общий функциональный;

2) специальный функциональный;

3) специальный аудит запасов;

4) товарно-транспортной документации и расчетов за транспортные операции;

5) финансовый.

Последовательность логистического аудита приведена ниже.

1. Проверка наличия логистической стратегии и ее соответствие стратегиям компании.

2. Локализация логистических функций и измерение их показателей (но видам логистики по отдельным функциям).

3. Анкетирование и собеседование.

4. Работа с документацией.

5. Описание логистической системы, которую хотелось бы получить после проверки и внедрения ее результатов.

Интересна и часто используется методология логистического аудита, применяемая аудиторской фирмой Logistics Field Audit (LFA). Данная методика содержит три ключевых принципа:

1) логистическая стратегия должна четко соответствовать стратегии цели и миссии компании;

2) необходимо вести строгий учет издержкам логистики в стоимости продукции;

3) определить ключевые логистические компетенции (показатели) и осуществлять их мониторинг.

Три ключевых направления логистического анализа данной методики направлены на снижение издержек и улучшение финансовых результатов компании:

1) сокращение операционных затрат;

2) уменьшение оборотного капитала;

3) повышение коэффициента возврата на активы.

Сокращение операционных затрат касается следующих видов

издержек:

• складских (warehouse management system)]

• инвентаризационных;

• транспортных (transportation management system), особенно при ВЭД, так как при этой деятельности они составляют более 50% всех издержек логистики;

• структурных логистических (усовершенствование логистических операций, логистической инфраструктуры, дистрибутивных центров, использование служебных и производственных помещений).

Снижение оборотного капитала путем ускорения оборота товаров на складе, снижения запасов до разумного уровня, уменьшения дебиторской задолженности, ускорения обработки заказов, ускорения цикличности производства и обращения.

Повышение коэффициента возврата на активы (Return on Assets, ROA, или прибыль, отнесенная к основному капиталу) – основной показатель эффективного функционирования предприятия.