Критерии оценки
Критерии оценки стратегии можно использовать на стадии выбора стратегии или же при оценке результатов ее реализации. Эти критерии можно обозначить терминами: последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость, преимущество.
Последовательность осуществления стратегии. Важнейшей функцией стратегии является обеспечение согласованности деятельности всех сторон и частей организации. Однако на практике может существовать значительная непоследовательность в достижении организационных целей разного уровня. Для ее анализа необходимо ответить на следующие вопросы:
- существуют ли проблемы координации и планирования сами по себе или являются результатом деятельности
людей? Если да, то это, вероятно, происходит из-за непоследовательности в стратегии;
- значит ли успех одной организационной единицы (подразделения) провал для другой? Если так, то стратегия, вероятнее всего, непоследовательна;
- продолжают ли проблемы текущей деятельности представляться для решения высшему звену управления, несмотря на делегирование полномочий подчиненным? Если да, то стратегия, вероятно, непоследовательна;
- согласуется ли стратегия с ценностями организации? Если нет, то это признак непоследовательности стратегии.
Согласованность с требованиями среды. Способ взаимоотношения компании с окружающей средой имеет два аспекта: компания должна соответствовать среде и приспосабливаться к ней и в то же время конкурировать с другими фирмами, которые также стремятся приспособиться. Для оценки степени согласованности целесообразно задать вопросы, подобные нижеследующим:
- насколько полно данный вариант стратегии адресуется проблемам, определенным в стратегическом анализе?
- использует ли стратегия сильные стороны компании и возможности среды?
- соответствует ли она организационным целям?
- обладает ли она достаточной гибкостью для того, чтобы иметь дело с быстро изменяющейся обстановкой?
Осуществимость стратегии. Основная проблема здесь состоит в том, может ли стратегия претворяться в жизнь за счет имеющихся в распоряжении технологических, трудовых и финансовых ресурсов. Существует ряд вопросов, которые можно поставить в этом случае:
- показала ли организация, что она имеет способность к разрешению проблем и особую компетенцию, необходимую для осуществления стратегии?
- продемонстрировала ли организация требующуюся для реализации стратегии степень умения координировать и объединять усилия групп поддержки?
- есть ли возможность для достаточного финансирования стратегии?
- может ли организация достичь требуемого уровня экономических показателей?
- можно ли будет противостоять действиям конкурентов?
- могут ли быть получены необходимые материалы и услуги?
Приемлемость для стейкхолдеров. Этот критерий связан с тем, насколько стратегия соответствует ожиданиям основной группы или групп влияния. Уровень приемлемости можно определить, ответив на следующие вопросы:
- как изменяется финансовый риск?
- какое воздействие окажут стратегии на структуру капитала?
- будет ли подходить предложенная стратегия имеющимся системам или понадобятся значительные изменения?
- как стратегия будет влиять на связи с основными группами влияния?
- как стратегия будет воздействовать на функции и действия различных подразделений?
Преимущества по отношению к конкурентам. Конкурентное преимущество может быть обычно отнесено к одной из трех областей: превосходящие ресурсы, превосходящие навыки или лучшее положение. Первые две представляют способность предприятия сделать больше и лучше, чем конкуренты. Фундаментальный вопрос здесь состоит в том, какие навыки и ресурсы могут давать преимущества и в каких областях. Преимущество в положении может быть достигнуто предвидением, превосходящими навыками или ресурсами или же просто удачей. После завоевания хорошего положения его можно удерживать. Преимущество может быть определено ответами на следующие вопросы:
- приведет ли стратегия к широкой известности компании как надежного поставщика товаров (услуг)?
- обеспечит ли она в ходе обслуживания рынков создание базы уникального опыта?
- позволит ли стратегия компании разместиться географически рядом с основными покупателями?