Лекция 6. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В результате изучения главы 6 студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ криминального поведения;

• мотивы и специфику поведения преступника;

• виктимное поведение жертвы преступления;

• особенности формирования преступных групп;

• психологическую характеристику лидера преступной группы;

• возможности использования специальных знаний (педагогических, психологических и др.) в изучении личности преступления и жертвы, в том числе несовершеннолетних;

уметь

• определять мотивы поведения преступника;

• раскрывать специфику виктимного поведения жертвы преступления;

• классифицировать несовершеннолетних преступников;

• выявлять специфику преступной группы и ее лидера;

• комплексно использовать специальные знания (психологические, криминалистические и др.) в изучении криминальной ситуации, личности преступника и жертвы;

владеть

• информацией о приемах и способах формирования преступных групп;

• методами выявления лидера преступной группы;

• правовыми, психологическими, криминологическими, педагогическими приемами (способами) изучения личности несовершеннолетнего преступника и жертвы преступления.

Криминальное поведение. Мотивы преступления

Криминальная психология изучает психические явления, психические закономерности, проявляющиеся в процессе деятельности, связанной с преступлением (формирование преступной установки личности, образование преступного мотива, личности преступника, жертвы и др.), а также образование преступного стереотипа поведения.

В структуру криминальной психологии входят:

1) криминальное поведение и мотивы преступления;

2) психология личности преступника;

3) психология преступной группы и ее лидера;

4) психология жертвы преступления (виктимологии);

5) психология несовершеннолетних преступников.

Важнейшим объектом уголовно-правовой регуляции является психология криминального поведения, своеобразие которого состоит в том, что наряду с причинами и условиями, способствующими совершению преступления (внешние факторы), здесь должны учитываться форма вины, мотив, цель преступления (внутренние факторы).

Внешние факторы играют существенную роль в поведении личности, когда они преломляются через ее сознание. Поэтому психологические особенности криминального поведения можно раскрыть, если установлены внутренние причины, побудившие лицо совершить те или иные действия. Психологическая сущность криминального поведения состоит в активном стремлении лица добиться поставленной цели, реализовать сознательно мотивированные действия.

Криминальное поведение – это внешнее проявление преступной деятельности. Преступное поведение включает два этапа:

1) мотивационный;

2) реализация решения.

Мотивационный этап состоит из следующих стадий развития: возникновение потребностей и превращение потребностей в мотивы противоправного поведения. На данном этапе большое значение имеет личностный смысл поведения в конкретной жизненной ситуации, целеобразование и выбор объекта преступного действия, прогнозирование возможных результатов преступного поведения.

Реализация решения преступных намерений осуществляется в процессе выбора способов, средств, орудий достижения поставленной цели, анализа обстановки, условий, возможных препятствий, совершения противоправных действий и др.

В криминальном поведении результат и намеченные цели преступных действий могут совпадать или не совпадать. Причины могут быть объективные (результат не достигнут, так как не реализована цель по не зависящим от преступника основаниям) и субъективные (виновный не смог спрогнозировать последствия своих действий).

Таким образом, криминальное поведение – это совокупность субъективной (воля, мотив, цель) и объективной (физические действия или бездействие) сторон деяния. В каждом преступном деянии всегда имеются психологические (ненаблюдаемые) элементы. Например, оно сопровождается возникновением и нарастанием психической напряженности, которая выражается в агрессивном поведении. Определить агрессию можно с помощью психологических исследований.

Психологические особенности присущи и преступному поведению в безмотивных преступлениях, которые делятся на две группы. Первая группа – преступления отличаются бессмысленностью, избыточной жестокостью по отношению к жертве, непредсказуемостью насильственных действий, множественностью мотивов преступления, разбросанностью объектов и предметов нападения.

Вторую группу образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в сторону фрустрации (например, суицидное поведение, вызванное неудовлетворением каких-то личностно значимых потребностей, трансформируются в агрессию, направленную на объект, нс имеющий никакого отношения к изначальной причине)[1].

Безмотивные преступления зачастую совершаются по неосторожности (напомним, что умышленные преступления непосредственно связаны с результатом, а при неосторожных между мотивом, целью и наступившим результатом имеется разрыв). При оценке юристом (следователем, дознавателем и др.) безмотивных преступлений создается искаженное, неверное восприятие картины происшествия. Представляется, что определить истинные мотивы невозможно без назначения и производства судебно-психологической экспертизы или получения заключения специалиста-психолога.

Психологи могут установить индивидуально-психологические черты личности преступника и жертвы преступления; специфические особенности ценностных ориентаций, преломленные сквозь биологические, социальные, психологические факторы личности; наличие либо отсутствие признаков предрасположенности индивида к преступному поведению; психические аномалии (неврозы, дебильность, психопатии, акцентуация характера и др.).