Кредитная политика и управление заемными средствами
Кредитная политика корпорации – это совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов.
Сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:
• для организации-должника – это возможность использования дополнительных, причем бесплатных, оборотных средств;
• для организации-кредитора – это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.
Кредиторская задолженность[1] – это задолженность данной корпорации другим организациям и лицам. Классификация кредиторской задолженности представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Виды кредиторской задолженности
№ п/п |
Классификационный признак |
Классификация задолженности |
1 |
В зависимости от того, перед кем и в связи с чем образовалась задолженность |
Задолженность поставщикам за полученные от них материальные ценности. Задолженность покупателям по авансам, полученным от них в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг). Задолженность бюджету по начисленным налогам. Задолженность работникам организации по начисленной заработной плате и др. |
2 |
В зависимости от срока погашения |
Краткосрочная. Долгосрочная. Задолженность является краткосрочной, если срок ее погашения составляет не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочной, если срок ее погашения свыше 12 месяцев после отчетной даты |
3 |
В зависимости от своевременности погашения задолженности |
Срочная. Просроченная. Просроченная задолженность с истекшим сроком исковой давности. Срочной является задолженность, срок погашения которой еще не истек, а просроченной – задолженность, по которой истек срок ее погашения |
Задачи, решаемые в рамках управления кредиторской задолженностью:
• правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;
• установление наиболее удобной формы кредитования и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог и т.п.);
• недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени);
• соблюдение платежно-расчетной дисциплины предприятия.
Дебиторская задолженность – задолженность по расчетам с покупателями, бюджетом, дочерними предприятиями и другими дебиторами.
Средства, составляющие дебиторскую задолженность корпорации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для ее финансового состояния. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху корпорации, поэтому бухгалтерская служба корпорации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность.
Политика управления дебиторской задолженностью (в основном политика кредитования покупателей) – сочетание финансовой политики управления оборотными активами и маркетинговой политики.
Этаны формирования политики управления дебиторской задолженностью:
1) анализ дебиторской задолженности корпорации в предшествующем периоде;
2) формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;
3) определение суммы средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;
4) формирование системы кредитных условий;
5) разработка стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
6) построение системы эффективных мер по инкассации дебиторской задолженности, использование современных форм ее рефинансирования;
7) создание системы контроля движения и своевременности погашения дебиторской задолженности.
В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно:
• учета дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
• диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у корпорации сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
• разработки адекватной состоянию дел корпорации кредитной политики и внедрения в практику современных методов управления дебиторской задолженностью;
• осуществления контроля за текущим состоянием дебиторской задолженности;
• расчета резерва по сомнительным долгам.
В основе эффективности политики управления дебиторской задолженностью лежат два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с издержками, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Продажа товаров и услуг в кредит ведет к возникновению затрат, которые несет предприятие. В сумму этих затрат входят административные расходы, связанные с кредитованием, безнадежные долги и потерянные возможности воспользоваться денежными средствами в более прибыльных целях. Тем не менее эти затраты необходимо сравнивать с выгодами, получаемыми от увеличения объема продаж в результате предоставления клиентам возможности отсрочки платежа.
Правильно разработанная и реализованная кредитная политика взыскания дебиторской задолженности позволяет уничтожить барьеры между маркетинговой и финансовой сферами.
В зависимости от уровня доходности и риска могут применяться разные стратегии кредитной политики.
Консервативная (жесткая) кредитная политика:
• сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет исключения групп повышенного риска;
• минимизация сроков предоставляемого кредита;
• минимизация величины коммерческого кредита;
• установление жестких условий предоставления кредита;
• повышение стоимости коммерческого кредита;
• жесткая процедура инкассации дебиторской задолженности.
При ведении консервативной политики усложняется формирование устойчивых хозяйственных связей с покупателями, медленнее растут объемы деятельности в условиях низкого спроса на продукцию.
Умеренная (взвешенная) кредитная политика:
• поддержка среднего уровня риска при предоставлении коммерческого кредита;
• установление взвешенных условий проведения кредитной политики.
Агрессивная (мягкая) кредитная политика:
• расширение круга дебиторов за счет более рискованных групп;
• увеличение сроков предоставляемого кредита;
• увеличение величины коммерческого кредита;
• уменьшение стоимости коммерческого кредита;
• смягчение условий возвращения дебиторской задолженности (возможность ее пролонгации).
Агрессивная кредитная политика может привести к чрезмерному извлечению финансовых ресурсов, снижению рентабельности активов.
В табл. 6.2 представлены типы кредитной политики компании в отношении дебиторов.
Таблица 6.2
Типы кредитной политики компании в отношении дебиторов
Показатели |
Агрессивная (мягкая) |
Умеренная |
Консервативная |
Рентабельность |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Ликвидность |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Риск |
Мах |
Средний |
Min |
Элементы кредитной политики;
• срок предоставления кредита (чаще всего в корпорации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
• стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
• система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
• система предоставляемых скидок.
Нормативы кредитоспособности (credit standard) – минимальная характеристика кредитной заявки покупателя, которую принимает корпорация. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, как правило, осуществляется по следующим критериям:
• объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность клиента;
• показатели собственного капитала и ликвидность;
• результативность его хозяйственной деятельности;
• финансовая устойчивость;
• объем и состав его активов, которые могут выступать в качестве обеспечения кредита при возникновении неплатежеспособности.
В процессе управления дебиторской задолженностью целесообразно использовать современные формы ее рефинансирования. Под рефинансированием понимают переведение дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги) с целью ускорения расчетов.
Современными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются учет векселей, выданных покупателями продукции, факторинг, форфейтинг.