Вненаучные формы познания
Познание осуществляется не только в русле науки. Существуют и вненаучные формы познания. Обыденное знание обычно третируется и противопоставляется научному. Для этого есть определенные основания. "В повседневности, – пишет Е. В. Золотухина-Аболина, – наши представления о мире неизбежно типизированы. Мы пользуемся клише, стереотипами, ориентируемся на общепринятые и общепонятные нормы. Это приводит хаос взаимодействий в систему. Действительность оказывается понятной и предсказуемой". Однако обыденное знание не всегда бывает упрощенным и ложным. Житейский, здравый смысл может противостоять идеологическим клише, выступающим от имени науки. Опытные наблюдения за действием трав могут оказаться более полезными, нежели химические препараты. Жизненный опыт может содержать в себе чрезвычайно ценные крупицы знания.
Мифологическое знание тоже невозможно отвергнуть. Миф есть кристаллизация бессознательного. Вспомним, что в мифе об Эдипе выражено своеобразное представление об Эдиповом комплексе, принятом в психоанализе. Миф о Психее отображает приключения человеческой души. Религиозное знание, как уже отмечалось, получено в результате прямого и обостренного богообщения.
Паранаучное (от греч. παρα – возле, около) – обозначение гипотез и представлений, которые не могут быть объяснены с точки зрения современной науки. Возьмем, к примеру, данные из области танатологии, указывающие (кроме всего прочего) на то, что клинически мертвый человек часто способен точно воспринимать окружающую ситуацию с выигрышной точки зрения, невозможной для него раньше даже в полном сознании. Важная группа трансперсональных переживаний включает телепатию, психодиагностику, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии и другие паранормальные феномены. Поскольку многие другие типы трансперсональных явлений тоже часто подразумевают доступ к новой информации через экстрасенсорные каналы, четкая граница между психологией и парапсихологией, при условии признания трансперсонального опыта, исчезает или становится довольно произвольной. Возможность существования сознания вне мозга человека и высших позвоночных также серьезно рассматривается в контексте современной физики. В большой группе трансперсональных переживаний сознание словно расширяется за пределы феноменального мира и континуума времени-пространства, каким мы его воспринимаем в повседневной жизни. Обычные тому примеры – опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями.
О художественном познании говорилось уже немало. Действительность, из которой художник черпает материал, – это "жизнь без начала и конца" (А. А. Блок). Художественная действительность – это мир, освоенный в единой смысловой перспективе художественной идеи. Художественная правда соотносима с проникновением в суть вещей.
* * *
Познание истины является целью всех наук, и обществознания в частности. Восприятие и наблюдение, эксперимент и научное исследование, мышление и логическое заключение, медитация (глубинное душевное сосредоточение) и интуиция – все это должно вести к познанию. Но как обстоит дело с надежностью нашего познания? Можно ли доказать все или, по меньшей мере, что-либо из наших познаний?
Познание – это философская категория, описывающая процесс конструирования идеальных планов деятельности и общения, сотворения знаково-символических систем, которые отражают взаимодействие человека и человечества в целом с миром и окружающей реальностью. В ходе познания люди нередко испытывали вдохновение и радость, связанные со значительными открытиями, помогающими понять, как устроен мир. Однако нередко возникало и разочарование, продиктованное осознанием не только величия, но и ограниченности человеческого разума. Но все же остановить человеческую мысль невозможно. Процесс познания неукротим. Отвергая устаревшие взгляды, ученые последовательно расширяют горизонт познания и продвигаются к относительно полному представлению о мире.