Коррекция поведения
Главной характеристикой личности с позиции социального познания является вера в собственные силы. А. Бандура понимал веру в собственные силы как веру в способность планировать и реализовывать направленные действия с целью достижения желаемого результата. Вера в собственные силы развивается на основании сравнения собственных достижений с успехами других людей. Она управляет уровнем активности человека и, соответственно, всем его развитием. Очень важно, чтобы ближайшее окружение ребенка предоставляло посильные задачи, которые стимулировали бы его к дальнейшей активности. Например, если ребенок боится угрожающей ситуации, то у него есть две формы поведения – избегание и преодоление ее. Преодоление ситуации возможно только в том случае, если он уверен, что справится с ней. Наиболее важным фактором, влияющим на чувство уверенности в себе, является опыт положительного переживания успеха. Готовность ребенка преодолеть пугающую ситуацию будет выше, если он сможет пронаблюдать за тем, как другие дети будут с ней справляться.
Одна из важных областей применения подхода А. Бандуры связана с коррекцией асоциального поведения детей. Согласно медицинской точке зрения асоциальное поведение есть результат болезни, поэтому для изменения поведения необходимо лечение. Позиция социального познания принципиально иная. А. Бандура полагал, что асоциальное действие не является следствием заболевания, наоборот, оно представляет собой достаточно эффективный способ поведения. Относительная эффективность асоциального поведения объясняется тем обстоятельством, что при помощи его индивиду удается удовлетворить собственные потребности в тех условиях и в том социальном окружении, с которыми ему приходится иметь дело. В таком случае задача заключается не в проведении лечения, а в изменении способа удовлетворения потребности, т.е. самого поведения.
Альберт Бандура выделял четыре основных этапа изменения поведения. На первом этапе нужно определить желательную форму поведения. На втором этапе необходимо стимулировать ребенка к выполнению желаемой формы поведения. При этом возможны следующие стратегии поведения взрослого – он может: 1) просто ждать, пока ребенок спонтанно выполнит требуемое действие; 2) показать ребенку модель правильного поведения; может рассказать ребенку, в чем состоит желаемое поведение; 3) сформировать желаемое поведение, используя для этого различные техники. Например, если ребенок боится темноты, психоаналитик скажет, что за этим лежит сильное эмоциональное переживание, вытесненное в бессознательное. С позиции социального познания за этим явлением лежит способ, с помощью которого ребенок решает проблему поведения в условиях темноты. Проблема заключается в том, что у ребенка нет адекватных способов действия в ситуации отсутствия освещенности, и он всячески стремится ее избежать. Поэтому ребенок использует неадекватный способ действия, который состоит в том, что он эмоционально воздействует на взрослого, вынуждая того находиться рядом. Возможность преодоления такой неадекватной формы поведения, по мнению психологов социального познания, будет заключаться в том, что ребенок сможет сам контролировать уровень освещенности при помощи ночника, о чем ему может сообщить взрослый. Следующий этап состоит в том, что взрослый определяет систему поощрений или наказаний относительно конкретного поведения ребенка. На последнем этапе взрослый должен так организовать ситуацию, чтобы желаемое поведение оказалось для ребенка более предпочтительным по сравнению с другим. Стратегия поведения взрослого основана на понимании того, что в репертуаре ребенка существует иерархия действий, которые распределяются в соответствии со степенью эффективности при решении конкретных задач. Взрослый фактически заменяет существовавшее социально неадекватное действие, эффективное, с точки зрения ребенка, на социально адекватное, которое также эффективно.
По мнению А. Бандуры, социально нежелательное поведение может продолжаться только в том случае, если оно остается для ребенка эффективным. Так, например, всякий раз, когда ребенок сталкивается с сопротивлением своим желаниям, проявляемым со стороны взрослых или других окружающих людей, он может устраивать истерику. Такая форма поведения может демонстрироваться как дома, так и на улице. Обычно взрослые идут на уступки, чтобы прекратить крики и слезы, а значит, подобное поведение ребенка оказывается эффективным. Если взрослый в семье или на улице будет продолжать обращать внимание на такую форму поведения, она будет сохраняться. Поэтому очень важно изменять последствия такого поведения.
Эффективность того или иного поведения, как уже было указано, во многом будет определяться реакцией значимых окружающих людей на данное поведение. В качестве таких значимых людей могут выступать взрослые и сверстники. Социально одобряемое поведение может не разделяться значимыми людьми, что может привести к использованию социально неприемлемых форм поведения. В случае, когда перед педагогом встает задача изменения поведения ребенка, необходимо сначала установить наличие социально значимых взрослых и сверстников, и затем изменять поведение ребенка с учетом их отношения.