Корпорация Volkswagen Group
Другим примером использования в стратегии развития концепции многонационального рынка является корпорация Volksvagen Group. Корпорации принадлежит производство автомобилей под следующими брендами: Audi, Bentley, Bugatti, Seat, Skoda, Scania и Volkswagen.
В августе 2009 г. Porsche и Volkswagen Group подписали соглашение, согласно которому в 2011 г. немецкое подразделение Volkswagen и Porsche AG сольются в одну компанию. Volkswagen Group (VW Group)[1] производит автомобили по всему миру, но основным для нее является европейский рынок, поэтому концепция многонационального рынка активно применяется лишь к наиболее распространенной, ключевой марке группы – Volkswagen.
Некоторые модели автомобилей Volkswagen – Volkswagen Go! и Volkswagen Santana разработаны специально для локальных рынков, другие же в значительной мере адаптируются под каждый рынок. Стратегия развития остальных марок VW Group основана на концепции расширения национального рынка.
Рассмотрим, пожалуй, самую популярную современную модель Volkswagen – Volkswagen Golf. В Европе сейчас предлагаются Golf Mk6 – новое поколение данного автомобиля и родственный седан Jetta Mk5 на базе VW Golf предыдущего, пятого поколения[2].
В Канаде наряду с Golf последнего поколения иод названием City Golf продаются Golf MkA с более мощными двигателями, аналогичные седану Jetta[3].
В большинстве стран Латинской Америки Volkswagen Golf вовсе не представлен. Вместо него предлагают родственные модели Jetta предыдущих поколений и схожую но названию, но разработанную на собственной платформе специально для рынка стран Латинской Америки бюджетную модель Gol, а модель Jetta Mk 5 там продают под маркой Bora[4]. Большая часть двигателей на автомобилях VW для рынка Латинской Америки способна работать на бензине и на этаноле.
На рынке Китая одним из самых популярных является Volkswagen Santana, являющийся модифицированным Volkswagen Passat второго поколения, в то время как в Европе на данный момент продают уже пятое поколение данного автомобиля[5].
В ЮАР до 2009 г. под названием Citi Golf выпускался модифицированный VV Golf первого поколения, производство которого в остальном мире прекратилось еще в 1983 г.[6] Автомобили Volkswagen продаются по всему миру, но для каждого рынка модельный ряд и комплектация существенно различаются.
Можно сказать, что лидеры автомобильного рынка: Toyota, General Motors, Ford в своих стратегиях развития продолжают опираться на концепцию многонационального рынка. Ярким примером может служить мировой бестселлер Ford Focus[7].
Первое поколение данного автомобиля, предназначенное для североамериканского и других рынков, было идентичным, а второе поколение, ориентированное на европейский и другие рынки, имеет мало общего со вторым североамериканским поколением. Более того, автомобили построены на разных платформах, хотя название, бренд, остается одним[8].
Модельный ряд Ford для рынка Австралии и Новой Зеландии стоит особняком и практически не имеет ничего общего с другими рынками[9]. Тем не менее, по сравнению с 1980–1990 гг. в автомобильной индустрии, как и в других отраслях, наблюдается все возрастающая глобализация, причем это касается и маркетинговых стратегий. Появляется все больше моделей, ориентированных на глобальный рынок и продвигаемых соответствующим образом. Ниже показаны Ford Focus (International) и Ford Focus (USA & Canada) 2008 г. производства.