Корпоративные (интегрированные) ИС
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия.
Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уровням управления (рис. 8.2, а), по базовым функциям (рис. 8.2, б) и по операциям обработки информации (рис. 8.3).
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System – ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. ESS учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют знания и данные всех информационных систем предприятия и формируются, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем – ЭС). Их назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Рис. 8.2. Стратификация по уровням управления (а) и базовым функциям (б) в КИС
Рис. 8.3. Стратификация ИТ по операциям
Для функционирования ESS необходимо:
• создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;
• создание и внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством;
• кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;
• введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;
• автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;
• создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями.
Создание ESS позволяет решить ряд задач:
• обеспечить требуемое качество управления предприятием;
• повысить оперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями;
• повысить управляемость качеством выпускаемой продукции;
• повысить экономическую эффективность деятельности предприятия;
• создать систему статистического учета на предприятии;
• осуществлять прогноз развития предприятия;
• создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования.
Системы обработки данных – СОД (Electronic Data Processing – EDP) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления – ИСУ (Management Information System – MIS) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, в частности свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально- технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений – СППР (Decision Support System – DSS) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Для задач СППР свойственны дефицит имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего применяются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Информационная система, которая включает все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой – СИС (ESS).
В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ИС.
Корпоративная (интегрированная) информационная система (КИС) автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая КИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.