Кооперативное (кооперированное) обучение
Упрощенно технологии кооперативного (кооперированного) обучения (cooperative learning) можно истолковать как объединение усилий учеников и педагогов для более быстрого и эффективного достижения поставленных целей. Как известно, цели бывают индивидуальные и общие для всех: именно для достижения общей цели ученики кооперируются между собой, объединяют усилия, что в конечном счете приводит к ускорению и облегчению обучения. Кооперированное обучение осуществляется в специально созданных подгруппах, которые выделяются в классе. Основой для выделения подгрупп служит одинаковое видение и понимание цели. Кроме того, учитываются уровень подготовленности, способность к взаимодействию, личные симпатии, общность интересов. Американские исследователи выделяют три основных условия эффективности скооперированной деятельности[1]:
1) ученики понимают свою взаимозависимость от других членов группы и ощущают личную ответственность за достижение групповых целей;
2) ученики осуществляют взаимодействие, во время которого помогают друг другу учиться;
3) ученики учатся совместно работать.
Кооперативно организованное обучение отличает ряд особенностей:
• подгруппы выделяются на долгосрочную перспективу, а потому к их созданию учитель подходит очень взвешенно;
• разрабатываются отдельные стратегии, осуществляется планирование для каждой из выделенных подгрупп;
• в процессе обучения члены групп делятся своими знаниями, умениями;
• каждый ученик работает в полную силу, добросовестно, самостоятельно;
• за результат деятельности группы ответственность несет каждый участник;
• работа каждого члена группы оценивается под углом зрения достижения намеченных целей всей группой.
В 1930-е гг. существовал так называемый бригадно-лабораторный метод обучения, имевший примерно такие же признаки. Класс делился на бригады, каждая из них училась по своему плану, за успехи отчитывался бригадир, а оценки всем членам бригады выставлялись па основе его отчета. Вскоре метод был подвергнут жестокой критике: ведь дети практически переставали учиться, – и выдворен из школы. Долгое время о немневспоминали. Почему же было решено допустить его в школы страны, где традиционно предпочтительными являлись индивидуальные схемы подготовки? Педагогический опыт и специальные исследования убедительно доказали, что групповая работа учеников имеет целый ряд преимуществ. Оказалось, что работая в группе, ученики быстрее и легче достигают запроектированных уровней обученности, воспитанности, развития. Необходимо лишь, чтобы работа была надлежащим образом направлена и организована, а группы соответствовали определенным требованиям. Основа дифференциации – общая цель, ее одинаковое видение и понимание участниками группы. Важно, чтобы она имела высокий приоритет и признавалась каждым участником группы более значимой, чем его индивидуальные цели. Поэтому при формировании групп учителю нужно глубоко вникать во внутренний мир учеников, выходить за пределы их традиционного деления на подгруппы по успехам в обучении.
Функции учителя в кооперированном обучении приобретают некоторые новые признаки. Главная задача педагога – вселить веру в возможность успешного достижения цели и побуждать учеников к самостоятельному поиску. В процессе поиска учитель выступает как фасилитатор, помощник, равноправный участник группы. Нагрузка на педагога возрастает, ведь он дополнительно обязан заниматься формированием у учеников необходимых для сотрудничества умений:
• координировать свою деятельность с деятельностью партнеров;
• становиться на позицию других и изменять свою позицию;
• предоставлять своим партнерам помощь и пользоваться их помощью;
• рефлексировать свои действия и действия других членов группы;
• с уважением относиться к каждому мнению;
• выстраивать межличностные взаимоотношения с партнерами;
• предоставлять более высокие приоритеты достижению коллективной цели;
• не допускать перерастания разногласий в столкновения позиций и интересов;
• предупреждать возникновение конфликтов.
Одна из новых и наиболее ответственных функций учителя – осуществление общего с учениками анализа процесса обучения, который рассматривается не только под углом зрения полученных результатов, но и целесообразности избранных путей, способов решения поставленных задач, эффективности кооперирования усилий, межличностных взаимоотношений и т.п.
При соблюдении всех необходимых условий эффективность кооперированного обучения может быть достаточно высокой, однако оно не должно занимать всей плоскости технологии.