Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Неудачи с легализацией проекта Соглашения о международных смешанных перевозках грузов, приданием ему юридической силы не прекратили попытки подготовки и принятия международного источника, регулирующего смешанные перевозки.
24 мая 1980 г. в Женеве под эгидой ЮНКТАД конференцией ООН была принята Конвенция о международных смешанных перевозках грузов. Ее положения распространяются на все виды транспорта, участвующего в смешанных перевозках, если место приема или доставки груза находится в стране – участнице Конвенции.
Конвенция закрепила правовой статус оператора смешанных перевозок. Им может быть любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки, выступающее от собственного имени и несущее ответственность за исполнение договора. Оператор заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем. Этот договор охватывает весь процесс перевозки – от приема груза оператором для отправки до его выдачи получателю. По нему транспортные операции может выполнять как сам оператор, так и привлекаемый им перевозчик. Таким образом, по договору смешанной перевозки грузовладелец состоит в правоотношениях с оператором, а не с конкретным перевозчиком.
В Конвенции основное внимание уделено вопросам ответственности оператора смешанной перевозки.
Во-первых, определены временны́е рамки начала и окончания ответственности. Оператор отвечает по договору перевозки с момента принятия груза для перевозки до его выдачи получателю. Из этого периода исключается время нахождения груза в ведении компетентных органов (таможенного, санитарного, пограничного, налогового и др.).
Во-вторых, он несет ответственность за неправомерные действия своих агентов, а также третьих лиц, которые были привлечены для выполнения транспортных операций.
В-третьих, ответственность оператора носит виновный характер. Оператор не несет ответственности, если докажет, что принял все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать негативных обстоятельств и их последствий.
В-четвертых, он отвечает за причинение реального ущерба.
В-пятых, регулируя ответственность за несохранность груза, Конвенция закрепляет положение, согласно которому груз считается утраченным, если он не был доставлен в место выдачи в течение 90 дней по истечении указанного в договоре срока доставки.
Размер возмещения утраченного груза зависит от его стоимости на момент принятия к перевозке. Стоимость груза определяется на основании его рыночной цены.
Установлены пределы ответственности оператора. Они зависят от того, имеется ли в смешанной перевозке водный участок (перевозка морем, озером, рекой, каналом). Если таких участков нет, предел ответственности оператора ограничивается 8,33 СДР за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Если же смешанная перевозка включает водный участок, ответственность оператора не может превышать 920 СДР за место или другую единицу груза (контейнер, упаковку), либо 2,75 СДР за 1 кг веса брутто поврежденного или утраченного груза.
Кроме стоимости утраченного или поврежденного груза оператор должен возместить провозные платежи, таможенные сборы и пошлины и иные расходы, связанные с перевозкой груза.
Конвенция регулирует ответственность оператора за задержку доставки груза. Она исчисляется исходя из указанного в договоре смешанной перевозки срока доставки груза в пункт назначения (даты его прибытия). В случае если стороны этот срок не определили, задержка имеет место, если груз не был доставлен в пределах срока, который было бы разумно требовать от заботливого оператора смешанной перевозки с учетом конкретных обстоятельств. Штрафная санкция за задержку доставки груза не должна превышать суммы провозной платы, установленной договором смешанной перевозки.
Стороны договора могут своим соглашением установить более высокие пределы ответственности по сравнению с закрепленными в Конвенции.
Претензии и иски в связи с международными смешанными перевозками грузов
Конвенция определяет процедуру подачи претензий и исков. Претензионный порядок в отношении порчи, повреждения и утраты груза не является обязательным. Однако неподача в этих случаях претензии грузовладельцем устраняет действие презумпции виновности оператора.
При явной несохранности груза претензия должна быть заявлена не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи груза. В случае когда признаки повреждения или несохранности груза не являются очевидными, претензия должна быть подана в течение шести календарных дней после дня выдачи груза.
Претензия не подается, когда выдача груза осуществлялась после совместного его осмотра перевозчиком и получателем и фиксации результатов осмотра в перевозочном документе.
Что касается претензий в связи с несвоевременной доставкой груза, то подача их является обязательной. Срок предъявления претензии равен 60 календарным дням.
Оператор смешанной перевозки также наделен правом требовать от грузоотправителя или грузополучателя возмещения причиненного ему ущерба. Срок предъявления им претензии составляет 90 календарных дней с момента возникновения соответствующих оснований.
Конвенция устанавливает срок исковой давности, равный двум годам. В ней также регулируется вопрос юрисдикции. В соответствии с установленными правилами истец вправе по выбору предъявить иск в суд:
– по месту нахождения основного коммерческого предприятия ответчика или по месту его жительства;
– по месту заключения договора смешанной перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие (агентство или отделение), через посредство которого был заключен договор;
– по месту принятия груза или по месту его выдачи;
– по месту, указанному в договоре смешанной перевозки.
Стороны договора смешанной перевозки могут прийти к соглашению об арбитражном решении спора. При этом место арбитражного разбирательства определяется по правилам, установленным для судебного разбирательства спора.
Конвенция содержит приложение, в котором закреплены таможенные правила. Основные положения правил направлены на упрощение таможенной процедуры, облегчение выполнения таможенных формальностей.
Нормы Конвенции носят императивный характер.
Конвенция до настоящего времени не вступила в силу. Однако на практике ее положения применяются по всем договорам международной смешанной перевозки, если хотя бы одно место – приема груза к перевозке или выдачи его в конечном пункте получателю – находится в стране – участнице Конвенции.