Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г.
После распада СССР и образования СНГ остро возникла необходимость в регулировании перевозок автомобильным транспортом через территории государств – участников СНГ. В связи с этим 9 октября 1997 г. указанные государства заключили в г. Бишкеке Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (далее – Конвенция СНГ). Она вступила в силу 14 сентября 1999 г. и ратифицирована подавляющим большинством договаривающихся сторон в период с 1999 по 2003 г. Российская Федерация до настоящего времени не ратифицировала Конвенцию.
Основные положения Конвенции касаются вопросов, которые связаны с законодательной базой, регулирующей международные перевозки автомобильным транспортом пассажиров и багажа, требованиями к перевозчику, формой перевозочных документов, ответственностью перевозчика, претензиями и исками.
В Конвенции выделены три группы нормативных источников, регулирующих общие условия международных перевозок автомобильным транспортом пассажиров и багажа: 1) многосторонние конвенции и соглашения; 2) двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении и 3) национальное законодательство государств – участников Конвенции. К группе многосторонних конвенций и соглашений относится в первую очередь анализируемая Конвенция. В качестве важного позитивного момента следует отметить включение в нее в качестве неотъемлемой составной части Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Правила перевозок пассажиров).
Что касается второй группы источников, то получила широкое распространение практика заключения двусторонних межправительственных соглашений по вопросам организации перевозок и получения права на их осуществление, порядка страхования при перевозках, пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля.
Основу национального законодательства, входящего в третью группу, составляют законы (как правило, уставы), регулирующие организацию и выполнение на договорных началах перевозок автомобильным транспортом, а также правила перевозок пассажиров и багажа.
В Российской Федерации действуют Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г. и Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 2009 г. В специальной статье Конвенции СНГ (ст. 4) закреплено принципиальное положение, согласно которому перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения и охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.
Регулируя вопрос о перевозчике как стороне договорных отношений, возникающих при перевозе пассажира и багажа, Конвенция СНГ устанавливает два предъявляемых к нему существенных требования. Во-первых, как указано в ст. 3, перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении могут выполняться перевозчиками, которые являются субъектами права частной, коллективной, государственной или смешанной формы собственности. Приведенный перечень является закрытым. Это должны учитывать перевозчики государств – участников Конвенции СНГ, в законодательстве которых могут быть указаны и другие формы собственности. Так, в ГК РФ закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Как видно, названная в Кодексе муниципальная форма собственности не содержится в перечне, приведенном в Конвенции СНГ, поэтому стороной договоров перевозки пассажира и багажа не может быть перевозчик, являющийся субъектом муниципальной формы собственности.
Второе требование, предъявляемое к перевозчику, – наличие у него лицензии, выданной в государстве регистрации автобуса. Условия лицензирования в государствах – участниках Конвенции СНГ не во всем совпадают, к тому же они могут меняться. Для обеспечения действительности лицензий перевозчиков разных государств – участников Конвенции СНГ согласно ее ст. 3 стороны поручают компетентным органам подготовку проекта документа о взаимном признании лицензий.
Вопросы ответственности перевозчика регулируются Конвенцией СНГ следующим образом. Он несет ответственность, во-первых, за вред, причиненный здоровью пассажира, и, во-вторых, за ущерб багажу. Вред, причиненный пассажиру, может быть связан с его смертью, телесными повреждениями, любыми другими вредоносными последствиями для здоровья независимо от места и времени происшествия. В Конвенции СНГ конкретизированы временны́е рамки ответственности перевозчика за вред, причиненный здоровью пассажира, путем перечисления периодов перевозки, включающих собственно перевозку, посадку, высадку пассажира или погрузку, выгрузку багажа. Подход в регулировании Конвенцией СНГ сумм возмещения такой же, как и в КАПП, т.е. предоставление права судам сторон определять размеры возмещения в соответствии с национальным законодательством. Но если КАПП ограничивает общую сумму возмещения суммой в 250 тыс. франков на одного пострадавшего, то Конвенция СНГ не содержит каких-либо ограничений.
Что касается ответственности за ущерб багажу в связи с полной или частичной его утерей или повреждением, то она наступает с момента принятия его к перевозке и до момента доставки либо сдачи на хранение в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров.
Как и в случае с возмещением вреда пассажиру, Конвенция СНГ не устанавливает ограничения суммы возмещения ущерба багажу, предоставляя право судам сторон определять ее в соответствии с их национальным законодательством.
Вред, причиненный здоровью пассажира, и ущерб багажу исчисляется в национальной валюте государства, на территории которого он причинен.
В Конвенции СНГ в отличие от КАПП не урегулирован вопрос о возмещении стоимости утраты или повреждения личных вещей и предметов, которые пассажир имел при себе, что следует расценивать как ее недостаток.
Анализируемым международным источником закреплено принципиальное положение, согласно которому перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в силу договора перевозки, когда эти лица действуют в пределах своих обязательств.
Конвенция СНГ определяет основания освобождения перевозчика от ответственности за вред, причиненный пассажиру, или ущерб, нанесенный багажу. Он освобождается от ответственности, во-первых, если причиной происшествия явились обстоятельства, последствия которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предвидеть и избежать, и, во-вторых, если вред или ущерб возникли вследствие дефекта багажа, имеющего скоропортящиеся или запрещенные для перевозки вещества или предметы. Кроме того, он освобождается от ответственности полностью или частично, если вред или ущерб возникли по вине пассажира.
Для снятия с себя ответственности перевозчик не может ссылаться на физические или психические недостатки водителя, а также на неисправность автобуса. Он не вправе также ссылаться на положения Конвенции СНГ, исключающие полностью или частично его ответственность, если вред или ущерб причинен им пассажиру, багажу в результате нарушения Правил дорожного движения государства, по территории которого осуществлялась перевозка, или Правил перевозок пассажиров.
Конвенция СНГ содержит специальную гл. IV Претензии и иски, в которой регулируются вопросы предъявления пассажиром претензий перевозчику, подсудности дел в связи с перевозкой пассажиров и багажа в международном автомобильном сообщении, сроков исковой давности.
Предъявление перевозчику претензии в связи с нарушением обязательства по перевозке является правом, но не обязанностью пассажира. Оно может быть реализовано в течение семи дней со дня прибытия пассажира или багажа в пункт назначения. Претензия подается в письменном виде. В случае болезни пассажира, когда он по состоянию здоровья не способен предъявить претензию, этот срок может быть продлен до выздоровления пассажира.
Рассматриваемый международный нормативный правовой акт предоставляет пассажиру право по всем спорным вопросам в связи с перевозкой обратиться в суд в соответствии со ст. 20 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22 января 1993 г. в г. Минске. Это может быть суд государства, на территории которого произошло событие, или суд, расположенный по юридическому адресу перевозчика или пассажира, а также суд, расположенный в пункте отправления или прибытия пассажира.
Установленные Конвенцией СНГ сроки исковой давности при причинении вреда пассажиру или ущерба багажу не совпадают. Право на предъявление иска в связи с причинением здоровью пассажира вреда сохраняется в течение трех лет. Что касается срока предъявления иска в связи с полной или частичной утерей багажа или его повреждением, то он составляет один год и исчисляется со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения пассажира или, в случае неприбытия, со дня, когда оно должно было прибыть туда.
Если пассажиром была предъявлена претензия перевозчику, течение срока исковой давности приостанавливается до того дня, пока перевозчик в письменном виде не уведомит его о неудовлетворении претензии. При частичном признании претензии течение срока давности возобновляется только в отношении той се части, которая остается предметом спора.
В прилагаемых к Конвенции СНГ Правилах перевозок пассажиров существенное значение придается регулированию организации перевозок пассажиров. Оно касается прежде всего порядка открытия маршрутов регулярных перевозок пассажиров в международном автомобильном сообщении. Для открытия маршрута перевозчик должен согласовать с партнером из другого государства, куда прокладывается маршрут, намерение о его открытии. Кроме того, перевозчик направляет в компетентный орган своего государства заявку с приложением следующих документов: договора о совместной деятельности, копии лицензии на право осуществления пассажирских перевозок в международном автомобильном сообщении, свидетельства о регистрации предприятия с его реквизитами, расписания движения на маршруте с указанием погранпереходов, тарифов на перевозки, документа о режиме труда и отдыха водителя на маршруте.
Компетентный орган государства перевозчика, в который подана заявка, после получения разрешений от всех государств, по территории которых проложен маршрут, выдает ему указанные разрешения. Кроме того, этот орган согласовывает с компетентными органами государств Содружества время пересечения границы автобусами регулярного сообщения и выдает перевозчику пропуск для внеочередного пересечения границы.
Правила перевозок пассажиров содержат указания о предоставлении на автовокзалах (автостанциях) необходимой информации о перевозках пассажиров в международном сообщении. Речь идет о правилах перевозок пассажиров и багажа, расписании движения автобусов, о стоимости и об условиях проезда пассажиров и перевозки багажа, услугах автовокзала, о работе других видов транспорта.
В рамках регулирования организации перевозок пассажиров Правила устанавливают требования к транспортным документам. Билет пассажира должен содержать следующие основные данные:
– наименование автовокзала (автостанции) отправления и назначения;
– номер билета, обозначенный типографским способом;
– стоимость проезда;
– дату выдачи билета;
– дату и время отправления;
– номер места для сидения; место выдачи билета;
– номер рейса.
Регулируется порядок продажи билетов, в том числе предварительная продажа, а также оформление перевозки багажа.
Определены действия по предъявлению документов при пересечении границы. Указывается, что все транспортные документы водителя и пассажиров должны быть в наличии и отвечать требованиям пограничного и таможенного законодательства государства, по территории которого осуществляется перевозка.
В Правилах перевозок пассажиров выделены специальные разделы, в которых регулируются обязанности и права пассажира, перевозчика и водителя. Так, на пассажира помимо обязанностей, связанных с приобретением билета, сохранением его до конца поездки и предъявлением контролирующим органам закреплены обязанности соблюдать правила пересечения границы государства, по территории которого осуществляется перевозка, иметь багажную квитанцию, присутствовать во время осмотра багажа, а также при отборе образцов проб веществ и материалов, которые ему принадлежат, для экспресс-анализа соответствующими контролирующими органами.
К основным правам пассажира относятся право перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет без предоставления отельного места, в возрасте от 5 до 10 лет – с 50%-ной скидкой от стоимости полного билета с предоставлением отдельного места. При перевозке двух и более детей в возрасте до 10 лет один из них провозится бесплатно, остальные – с 50%-ной скидкой от стоимости полного билета с предоставлением отдельного места.
Пассажир вправе также бесплатно перевозить с собой одно место ручной клади, мелких зверей и птиц в клетке, а животных (собак, кошек) – за плату, установленную перевозчиком, с предоставлением при посадке на перевозимых животных документов, выданных ветеринарной службой государства, из которого животное вывозится. Пассажир имеет право на получение своевременной и точной информации о предоставляемых перевозчиком услугах, маршруте движения и других сведений, касающихся перевозки.
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров обязанностями перевозчика являются обеспечение предварительной продажи билетов, своевременная подача автобуса в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечение пассажиру безопасной и удобной посадки в соответствии с расписанием, предоставление предусмотренных дополнительных услуг.
Права перевозчика заключаются прежде всего в отмене, ограничении или прекращении перевозки. Право отменить рейс автобуса перевозчик может реализовать при обстоятельствах, которые он не смог предвидеть и предотвратить, несмотря на все принятые меры, с возвратом пассажиру стоимости билета и дополнительных услуг, а также подтвержденных расходов пассажира и связанных с его возможным возвращением в указанное в билете место посадки и отбытием из него самым дешевым средством транспорта (п. 29 Правил). Он вправе ограничивать или прекращать перевозку на территории своего государства в случае эпидемии, стихийного бедствия или обстоятельств непреодолимой силы.
Перевозчик имеет также право отказать пассажиру в перевозке при наличии следующих оснований:
– отсутствие свободных мест;
– случаи неоформленного в таможенном отношении багажа;
– попытка провоза багажа, запрещенного к перевозке или не соответствующего установленным нормам по номенклатуре, весу или размерам.
Данный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Наконец, перевозчик вправе отмечать в багажной квитанции состояние багажа или его упаковки с согласия пассажира. Если пассажир не подтверждает сделанную отметку, перевозчик может отказаться от принятия багажа к перевозке. В том случае, когда багаж принят перевозчиком без отметки, считается, что он принят в надлежащем состоянии и упаковке.
Обязанности и права водителя касаются непосредственно организации и осуществления перевозок пассажиров в международном сообщении. К его основным обязанностям относятся соблюдение правил пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и других видов контроля при пересечении границы, предъявление соответствующих документов контролирующим органам, следование по установленному маршруту и выполнение графика движения автобуса, проверка во время посадки пассажиров наличия у них билетов на проезд и перевозку багажа, принятие и выдача багажа во время посадки и высадки пассажиров и некоторые другие.
Водитель имеет право не допускать к поездке или высадить на ближайшей остановке пассажира, который нарушил договор перевозки или вследствие своего поведения, болезни и других причин представляет опасность для остальных пассажиров, требовать от пассажиров выполнения ими своих обязанностей, не выдавать багаж, если не предъявлена багажная квитанция, присутствовать во время осмотра автобуса и багажа.
Последний раздел Правил перевозок пассажиров посвящен контролю перевозок пассажиров и багажа, а также ответственности сторон договора перевозки. Контроль регулируется двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении и национальным законодательством государств, по территории которых осуществляются перевозки.
Ответственность перевозчиков и пассажиров за нарушения Правил предусматривается Конвенцией СНГ, многосторонними и двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении, а также национальным законодательством государства, на территории которого совершено нарушение.