Контроль и управление в коммерческой логистике

В основу логистического менеджмента и управления цепями поставок как менеджмент процессов положен принцип превентивности, нацеленный не на устранение нежелательных отклонений и диспропорций, а на их недопущение. Реализация этого принципа, во-первых, позволяет предупредить возникновение нештатных ситуаций, а во-вторых, отследить весь логистический процесс в режиме реального времени. Рассматривая мониторинг логистического плана как регулярное наблюдение заданных объектов и явлений, как непрерывное отслеживание и анализ деятельности предпринимательских субъектов, детерминируем его в качестве составной части контроллинга в логистических системах.

Контроллинг характеризуется как координация управления на предприятии, а также предоставление управленческому персоналу необходимой информации для обеспечения оптимального достижения поставленных целей. Значимость контроллинга в системе современного управления побуждает остановиться на нем более подробно.

В ряде исследований контроллинг рассматривается в качестве системы управления хозяйственной деятельностью и прибылью, в рамках которой выделяют две основные функции: контроль и планирование.

В настоящее время в промышленно развитых странах оформились три основные концепции контроллинга, обусловленные его функциональным назначением и институциональным оформлением:

o контроллинг с ориентацией на систему бухгалтерского учета;

o контроллинг с ориентацией на информацию;

o контроллинг с ориентацией па координацию деятельности предприятия.

Концепция контроллинга с ориентацией на систему бухгалтерского учета связана с реализацией информационных целей посредством использования данных бухгалтерского учета на предприятии. Основное внимание уделяется стоимостным показателям. Речь идет преимущественно об обеспечении получения прибыли. При этом она является в определенной мере ограниченной, поскольку опирается только на данные бухгалтерского учета. Вследствие этого данная концепция отвечает главным образом потребностям оперативной деятельности предприятия и лишь частично отвечает стратегическим целям его развития.

Концепция контроллинга с ориентацией па информацию предусматривает не только использование данных бухгалтерского учета (количественная информация), но и информации качественного характера, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью предприятия. Согласно данной концепции главной задачей контроллинга становится информационная поддержка принимаемых управленческих решений руководством предприятия. Он должен поддерживать внутрифирменный процесс управления с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Данная концепция предусматривает включение широкого круга информационных задач в структуру управления предприятием, что па практике является достаточно сложным.

В общем случае функции контроллинга непосредственно обусловливаются конкретными видами управленческой деятельности в рамках предприятия, которые обеспечивают достижение поставленных целей развития предприятия, включая стратегические. Как утверждает А. Н. Петров, основные функции контроллинга исчерпываются приведенными в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Основные функции контроллинга

Функция контроллинга

ОГЛАВЛЕНИЕ, функции

Учет

Обоснование, разработка и ведение системы внутреннего учета.

Унификация критериев и методов оценки деятельности как фирмы в целом, так и ее структурных подразделений

Планирование

Обеспечение информационной поддержки процессов стратегического и оперативного планирования. Координация обмена информацией в процессе управленческой деятельности.

Совершенствование содержания и структуры систем стратегического и оперативного планирования. Координация стратегических и текущих планов. Разработка и корректировка методических подходов к оценке достоверности разрабатываемых стратегических и текущих планов развития

Контроль

Обоснование и выбор показателей стратегического

и текущего планов, контролируемых в содержательном

и временном аспектах.

Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени достижения целей стратегического плана развития.

Анализ и оценка возникающих отклонений от параметров стратегического плана, выявление причин отклонений фактических показателей от плановых, выработка решений для предотвращения таких отклонений

Информационно-аналитическое обеспечение

Разработка содержания и структуры информационного обеспечения для осуществления контроля процесса реализации стратегического плана развития. Стандартизация информационных потоков, носителей и каналов коммуникаций в границах фирмы. Предоставление информации, позволяющей осуществлять контроль хода реализации планов развития. Сбор и систематизация наиболее значимых показателей, применяемых в процессе оценки степени реализации планов развития.

Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений в границах фирмы.

Обеспечение эффективного функционирования системы информационного обеспечения процесса контроллинга

Специальные функции

Сбор, систематизация и анализ информации о состоянии внешней среды фирмы.

Проведение сравнительной оценки результатов деятельности фирмы но сравнению с его конкурентами. Проведение расчетов по оценке эффективности инвестиционных Проектов, осуществляемых в рамках фирмы

Степень реализации па предприятиях функций контроллинга зависит главным образом от следующих факторов:

o социально-экономического положения фирмы (предприятия);

o понимания руководством важности и полезности внедрения контроллинга;

o размера предприятия (численности занятых, объема производства);

o уровня квалификации управленческого персонала;

o номенклатуры выпускаемой продукции;

o уровня диверсификации производства;

o сложившегося уровня конкурентоспособности предприятия;

o уровня квалификации сотрудников, занимающихся контроллингом.

В современных условиях можно говорить о значительном потенциале развития концепции контроллинга и возможности ее дальнейшего уточнения. В этой связи исключительно важное научное и практическое значение приобретает разработка теоретических и практических основ отечественной концепции контроллинга.

Основные элементы процесса контроля на предприятии хода реализации плана развития фирмы (предприятия) следующие:

o сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности подразделений фирмы по сравнению с планируемыми;

o выявление отклонений фактических результатов от планируемых и анализ причин этих отклонений;

o разработка системы мероприятий, необходимых для реализации установленных целей плана.

Представляется, что контроль в рамках предприятия призван заблаговременно выявлять проблемы и корректировать деятельность предприятия до того, как эти проблемы перерастут в кризисные ситуации. Следовательно, одна из важнейших причин осуществления процесса контроля заключается в том, что любое предприятие должно обладать способностью вовремя фиксировать ошибки своей деятельности и исправлять их до того, как они помешают достижению целей развития. Необходимо отметить, что ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри предприятия, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий функционирования окружающей среды и поведения людей.

Процесс контроля на предприятии должен носить всеобъемлющий характер, охватывая все возможные элементы управленческой деятельности. Он не может являться прерогативой только контроллинг-менеджера и его помощников; каждый руководитель предприятия, независимо от своего ранга, осуществляет контроль как часть должностных обязанностей. В связи с этим ни планирование, ни формирование организационных структур, ни мотивация и т.д. не рассматриваются в отрыве от процесса контроля.

В общем случае процесс контроля в рамках предприятия включает следующее стадии.