Контроль
Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.
Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
ОГЛАВЛЕНИЕ контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (рис. 3.7).
Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
ü сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
ü оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
Рис. 3.7. Принципы функции контроля
ü анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
ü прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Значение контроля:
ü завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;
ü производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
Процесс контроля включает;
ü установку стандартов, выработку критериев оценки;
ü изменение фактических результатов;
ü принятие необходимых корректирующих действий.
По форме осуществления контроль может быть:
ü внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;
ü внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.
В табл. 3.9 приводятся характеристики основных видов контроля.
Эффективная система контроля характеризуется:
→ стратегической направленностью;
→ ориентацией на результаты;
→ соответствием контролируемому виду деятельности;
Таблица 3.9
Характеристика основных видов контрольной деятельности
Вид контроля |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Предварительный |
Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам |
Текущий |
Осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником |
Заключительный |
Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения |
Стратегический |
Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель |
Оперативный |
Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия |
Финансовый |
Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность) |
Административный |
Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации |
Полный |
Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре |
Выборочный |
Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п. |
→ своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
→ экономичностью и простотой.
Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.
ОГЛАВЛЕНИЕ учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.
По виду учет делится на:
• оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;
• финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
• статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.
Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.
ОГЛАВЛЕНИЕ анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.
Цели экономического анализа:
ü определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;
ü выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.
Анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний характеризует:
ü имущественное состояние предприятия;
ü финансовую устойчивость;
ü платежеспособность;
ü рентабельность деятельности;
ü привлечение источников капитала;
ü отношения предприятия с внешней средой.
Внутренний характеризует:
ü формирование прибыли;
ü структуру себестоимости;
ü ценовую политику;
ü себестоимость по видам продукции;
ü характер ответственности должностных лиц.