Контроль

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контрольуправленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

ОГЛАВЛЕНИЕ контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (рис. 3.7).

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

ü сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

ü оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);

Рис. 3.7. Принципы функции контроля

ü анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

ü прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Значение контроля:

ü завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

ü производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Процесс контроля включает;

ü установку стандартов, выработку критериев оценки;

ü изменение фактических результатов;

ü принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть:

ü внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

ü внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

В табл. 3.9 приводятся характеристики основных видов контроля.

Эффективная система контроля характеризуется:

→ стратегической направленностью;

→ ориентацией на результаты;

→ соответствием контролируемому виду деятельности;

Таблица 3.9

Характеристика основных видов контрольной деятельности

Вид контроля

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предварительный

Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам

Текущий

Осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником

Заключительный

Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения

Стратегический

Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель

Оперативный

Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия

Финансовый

Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность)

Административный

Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации

Полный

Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре

Выборочный

Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п.

→ своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;

→ экономичностью и простотой.

Учетуправленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

ОГЛАВЛЕНИЕ учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.

По виду учет делится на:

оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;

финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.

Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

ОГЛАВЛЕНИЕ анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Цели экономического анализа:

ü определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;

ü выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.

Анализ может быть внешним и внутренним.

Внешний характеризует:

ü имущественное состояние предприятия;

ü финансовую устойчивость;

ü платежеспособность;

ü рентабельность деятельности;

ü привлечение источников капитала;

ü отношения предприятия с внешней средой.

Внутренний характеризует:

ü формирование прибыли;

ü структуру себестоимости;

ü ценовую политику;

ü себестоимость по видам продукции;

ü характер ответственности должностных лиц.