Коносамент
■ Коносамент (bill of lading) относится к группе товаросопроводительных ценных бумаг. Коносамент – это документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа.
Такое обязательство представляет собой указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или предъявителю. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Страны, активно осуществляющие морские перевозки грузов, в 1921 г. подписали Международную конвенцию по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). В дальнейшем эти правила получили свое развитие в Брюссельском протоколе 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага – Висби) и Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила). К Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. присоединилось около 40 стран мира, но Россия не является ее участницей. Международные требования к содержанию коносамента в соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила):
a) общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание – в соответствующих случаях – относительно опасного характера груза, число мест или предметов и вес груза или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они представлены грузоотправителем;
b) внешнее состояние груза;
c) наименование перевозчика и местонахождение его основного коммерческого предприятия;
d) наименование грузоотправителя;
e) наименование грузополучателя, если он указан грузоотправителем;
f) порт погрузки согласно договору морской перевозки и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
g) порт разгрузки согласно договору морской перевозки;
h) число оригиналов коносамента, если их больше одного;
i) место выдачи коносамента;
j) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени;
k) фрахт в размере, подлежащем уплате грузополучателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
l) указание о том, что перевозка регулируется положениями Конвенции;
m) указание – в соответствующих случаях – о том, что груз должен или может перевозиться на палубе;
n) дата или период сдачи груза в порту разгрузки, если они прямо согласованы сторонами;
o) повышенный предел или пределы ответственности, согласованные в договоре на перевозку.
В России правовое регулирование коносаментных перевозок в настоящее время осуществляется Кодексом торгового мореплавания РФ. В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания РФ в коносамент должны быть включены следующие данные:
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество.
При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.
Обычно все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. Но по соглашению между отправителем или фрахтователем и перевозчиком в коносамент включается запись о переводе платежей на получателя.