Конкуренция и конфликты

Конкуренция социально-экономических или политических групп может быть очень жесткой и даже жестокой, может приводить к серьезным конфликтам и даже войнам. Вот почему изучение таких форм социальнопсихологического взаимодействия, как кооперация и конкуренция, а также поведение людей в условиях конфликта, являются классическими задачами социальной психологии[1].

В конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному. Американский психолог Кеннет Томас описал пять форм поведения человека в условиях конфликта в группе: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Отвечая на вопросы разработанного им психологического теста, человек может определить свой тип поведения в конфликтной ситуации.

В последние десятилетия экономические психологи, которые признают высокую роль кооперации и конкуренции на микроэкономическом уровне, совместно с организационными психологами и теми, кто занимается психологией корпоративного управления, все больше говорят о необходимости прогнозирования, профилактики и управления конфликтами. Здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда в условиях развития экономических отношений конфликт часто оказывается неизбежным, но одновременно во многих случаях он сам выступает источником социально-экономического развития. Общество, основанное на принципах рыночных отношений, всегда испытывает определенные противоречия. На смену стадии экономического роста приходит этап экономического застоя, который вновь переходит в стадию роста, и т.д. Эти противоречия имманентно присущи рыночной экономике и являются ее неотъемлемым условием. Однако с точки зрения социальной психологии данный факт не может оцениваться однозначно[2].

Анализируя конфликтные ситуации, психологи и социологи говорят о различных типах конфликтов между разными группами людей. Так, о внутриличностном конфликте человека писали З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, В. Франкл и др. Часто рассматривались конфликты личности и группы (К. Козер, К. Хорни, Т. Адорно), изучались межгрупповые конфликты (Г. Тэджфел, М. Шериф и др.), а также конфликты между большими социальными группами (К. Маркс и др.). Изучая причины возникновения конфликтных ситуаций, психологи описывают значительное количество типологий конфликта. В частности, выделяют конфликты мотивационные, когнитивные, ценностные, этнические и пр.

В психологии личности одним из основных является вопрос индивидуального выбора человеком способа решения проблемы в условиях конфликта. Так, в семейных отношениях супруги (особенно с небольшим опытом совместной жизни) очень часто вынуждены принимать непростые решения о том, как устранить проблему, если она возникла. Выбор невелик: либо межличностный конфликт, который нередко переходит в хроническую форму и приводит к распаду семьи, либо внутриличностный конфликт, который может вызывать нервные заболевания у супругов, эмоциональные срывы, депрессии и также в итоге делает людей несчастными. Чтобы человек мог наслаждаться полноценной и счастливой жизнью, он должен уметь анализировать встречающиеся на его жизненном пути проблемы, адекватно оценивать себя и окружающих, а также знать причины, закономерности возникновения и развития конфликтных ситуаций.

Прикладная психология выработала достаточно много методов, позволяющих заранее прогнозировать конфликтные ситуации, возникающие, например, в структуре организации. Для этого используются известные социально-психологические методики: различные варианты социометрии (Дж. Морено), транзакционный анализ (Э. Берн), личностные психодиагностические тесты (16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла, тест Розенцвейга, тест тематической апперцепции Мюррея и др.). Проблема заключается в том, заранее, без учета конкретной ситуации, невозможно сказать, какую именно роль выполняет тот или иной конфликт в социальной группе – позитивную или негативную. Для этого необходимо психологическое обследование группы в целом, всех ее членов, а также объективное изучение факторов возникновения и причин любой конфликтной ситуации.