Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товара – это степень его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения. Достижение превосходства по уровню качества продукции необязательно требует превосходства по каждому частному показателю. В каждом виде продукции можно выделить показатели, по которым потребитель судит о качестве изделия в первую очередь. Для одних и тех же видов продукции эти показатели могут быть различными для различных групп потребителей. Например, для одежды и обуви эти группы различаются по поло-возрастным признакам, характеру занятости, культурно-образовательному уровню, уровню доходов. Так, для женщин зрелого и юного возраста определяющими в оценке уровня качества часто являются художественно-эстетические показатели, а для пожилых людей – гигиеничность, комфорт и надежность; потребителей с малыми доходами больше интересует надежность, а с большими доходами – изысканность модели и т.д.
Конкурентоспособность товара может быть оценена прямыми и косвенными методами. При прямом методе потребитель сопоставляет полезность товаров (степень удовлетворения конкретной потребности) на единицу своих затрат на приобретение и использование товара. В этом случае конкурентоспособность оценивается индексом качество/затраты:
где – комплексные показатели качества двух конкурирующих товаров (данного и базового, с которым ведется сравнение); – затраты на приобретение и использование этих товаров.
Если , то данный товар более конкурентоспособен, чем базовый. При товары равноценны по своей конкурентоспособности. При данный товар уступаетпо конкурентоспособности базовому товару. Величина указывает на степень превосходства товара.
Затраты на приобретение и использование товара включают его цену, а также затраты на эксплуатацию , профилактическое обслуживание , ремонт и утилизацию :
Можно дешево купить товар и разориться на расходах при использовании или последующей утилизации.
Оценка конкурентоспособности товара с помощью индекса не означает, что качество и затраты взаимозаменяемы, так как речь идет о товарах, сопоставимых по их качеству. Если конкурируют товары с равным уровнем затрат или для покупателя важнее сопоставление товаров по качеству, то их конкурентоспособность может быть оценена индексом качества :
Если конкурируют товары с одинаковым качеством, то их конкурентоспособность оценивается индексом затрат
В этом случае речь идет о ценовой конкурентоспособности товара. Если – данный товар более конкурентоспособен, чем базовый. Величина показывает степень превосходства товара. Таким образом,
В связи с трудностями исчисления значений комплексных показателей качества К и для определения индекса качества используются методы квалиметрии. Один из методов позволяет рассчитывать индексы единичных показателей качества сопоставляемых товаров и их средневзвешенную величину
где – коэффициент значимости і-го показателя качества в оценке качества товара; q – число учитываемых показателей;
Массовый покупатель не рассчитывает индексов конкурентоспособности, сравнивая товары по нескольким параметрам потребительского качества и (или) техническому уровню, а также цене. Кроме того, он пользуется такими косвенными методами оценки качества товара, как:
• известность торговой марки или наименование компании, зарекомендовавшей себя высоким качеством товаров;
• широкое распространение товара данной фирмы (доля на рынке): большой объем продаж свидетельствует о признании этого товара потребителем;
• информационная открытость продавца: чем более полно он информирует покупателя о свойствах товара, тем больше уверенность в высоком качестве товара;
• длительность гарантийного срока и простота обмена товара с недостатками: чем выше гарантийный срок и проще процедура обмена, тем больше уверенность, что фирма выпускает высококачественный товар и не опасается излишних затрат на гарантийное обслуживание и обмен товаров.
Конкурентоспособность предприятия-товаропроизводителя оценивается индексом конкурентоспособности товарной массы и индексом относительной эффективности производства в определенном интервале времени . Индекс конкурентоспособности предприятия равен:
Описание этих индексов дается в параграфе 10.5.5.