Внедрение обслуживающего труда в систему государственных служб
Формально труд в области государственного управления всегда носил обслуживающий характер, но в прежние времена население обслуживало правителей, обеспечивая их деятельность по извечной обязанности или в обмен на поддержание порядка в стране. Но мере развития демократии роли менялись, государство становилось производителем услуг, а население — их потребителем. Проявлением обслуживания в этой сфере является обязательная подотчетность руководителя, внедрение Открытого правительства как реализация возможностей Интернета для установления связи между властными структурами и населением. Новыми технологиями обслуживающего тина являются регламенты или нормативы обслуживания, которые внедряются как в работу органов государственной власти, так и в центры обслуживания населения.
Новая природа обслуживающих отношений в сфере государственного управления, содержащаяся в термине "служба", за рубежом идентифицируется понятием Public Administration, что означает такой тип национального (государственного) устройства, при котором население — активный участник принятия управленческого решения, а государственные службы, стремясь к качеству и эффективности, подотчетны ему. Особенно активно эти отношения стали развиваться в ходе административных реформ, которые охватили мир в 1980—1990-х гг. Хотя итогами реформ ученые и население большинства стран остались недовольны (практически нигде не удалось в полной мере достичь намеченных целей), не признать их началом становления "открытых" правительств или "управляемых государственных структур" нельзя. Другое дело, что задача оказалась трудной, а национальные общества — слишком сложными социальными системами, что воспрепятствовало одномоментному решению поставленной задачи.
Обобщая множество проявлений новой, обслуживающей сущности деятельности государственных служб но отношению к населению принято выделять три принципа, ее предопределяющих: 1) прозрачность и (или) публичность (transparency); 2) общая подотчетность или регулятивный менеджмент; 3) оценивание качества обслуживания населения. Желающим ознакомиться с их конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм можно рекомендовать тексты докладов ОЭСР [1], в частности, "Взгляд на правительство 2013" и др.[2]
В докладе "Government at a Glance 2013" приведено сравнение стран но обобщенным направлениям (табл. 8.4 [3]). В нем эффективность функционирования "Открытых правительств" оценивается но 10 направлениям: 1) уровень прозрачности; 2) информационная доступность (открытость); 3) улучшение работы за счет оценивания (результаты/затраты); 4) повышение эффективности государственного обслуживания путем внутренней кооперации и договоров; 5) использования методов конкуренции; 6) внедрение экономических оценок в работу государственного сектора; 7) увеличение активности частного бизнеса; 8) внедрение принципов "нового бизнеса"; 9) участие граждан в открытых дебатах; 10) участие граждан в принятии решений.
Таблица 8.4
Оценка внедрения в практику принципов "открытого правительства"
Страна |
Направление |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Австралия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Австрия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Бельгия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Канада |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Чили |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Дания |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Эстония |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Финляндия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Франция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Германия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Ирландия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Исландия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Итачия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Страна |
Направление |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Япония |
+ |
4* |
+ |
+ |
4- |
|||||
Корея |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Мексика |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Нидерланды |
+ |
+ |
+ |
4- |
||||||
11овая Зеландия |
+ |
+ |
+ |
4- |
4- |
|||||
Норвегия |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
|||||
Португалия |
+ |
+ |
4- |
4- |
||||||
Словения |
+ |
+ |
+ |
4- |
4- |
|||||
Испания |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
|||||
Швеция |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
|||||
Великобритания |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
|||||
Россия |
+ |
+ |
4- |
4- |
+ |
|||||
Украина |
+ |
+ |
4- |
4- |
+ |
|||||
Всего ОЭСР |
19 |
17 |
11 |
15 |
13 |
2 |
17 |
16 |
9 |
7 |
В табл. 8.4 выявлены сильные и слабые места в реформировании государственных служб. Более благополучно обстоят дела с внедрением принципов публичности и прозрачности, а также с перестройкой бизнеса на принципы нового менеджмента (социальное партнерство). Наименьший прогресс обнаружен при внедрении экономических оценок в работу государственного сектора.