Внедрение обслуживающего труда в систему государственных служб

Формально труд в области государственного управления всегда носил обслуживающий характер, но в прежние времена население обслуживало правителей, обеспечивая их деятельность по извечной обязанности или в обмен на поддержание порядка в стране. Но мере развития демократии роли менялись, государство становилось производителем услуг, а население — их потребителем. Проявлением обслуживания в этой сфере является обязательная подотчетность руководителя, внедрение Открытого правительства как реализация возможностей Интернета для установления связи между властными структурами и населением. Новыми технологиями обслуживающего тина являются регламенты или нормативы обслуживания, которые внедряются как в работу органов государственной власти, так и в центры обслуживания населения.

Новая природа обслуживающих отношений в сфере государственного управления, содержащаяся в термине "служба", за рубежом идентифицируется понятием Public Administration, что означает такой тип национального (государственного) устройства, при котором население — активный участник принятия управленческого решения, а государственные службы, стремясь к качеству и эффективности, подотчетны ему. Особенно активно эти отношения стали развиваться в ходе административных реформ, которые охватили мир в 1980—1990-х гг. Хотя итогами реформ ученые и население большинства стран остались недовольны (практически нигде не удалось в полной мере достичь намеченных целей), не признать их началом становления "открытых" правительств или "управляемых государственных структур" нельзя. Другое дело, что задача оказалась трудной, а национальные общества — слишком сложными социальными системами, что воспрепятствовало одномоментному решению поставленной задачи.

Обобщая множество проявлений новой, обслуживающей сущности деятельности государственных служб но отношению к населению принято выделять три принципа, ее предопределяющих: 1) прозрачность и (или) публичность (transparency); 2) общая подотчетность или регулятивный менеджмент; 3) оценивание качества обслуживания населения. Желающим ознакомиться с их конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм можно рекомендовать тексты докладов ОЭСР [1], в частности, "Взгляд на правительство 2013" и др.[2]

В докладе "Government at a Glance 2013" приведено сравнение стран но обобщенным направлениям (табл. 8.4 [3]). В нем эффективность функционирования "Открытых правительств" оценивается но 10 направлениям: 1) уровень прозрачности; 2) информационная доступность (открытость); 3) улучшение работы за счет оценивания (результаты/затраты); 4) повышение эффективности государственного обслуживания путем внутренней кооперации и договоров; 5) использования методов конкуренции; 6) внедрение экономических оценок в работу государственного сектора; 7) увеличение активности частного бизнеса; 8) внедрение принципов "нового бизнеса"; 9) участие граждан в открытых дебатах; 10) участие граждан в принятии решений.

Таблица 8.4

Оценка внедрения в практику принципов "открытого правительства"

Страна

Направление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Австралия

+

+

+

+

+

Австрия

+

+

+

+

+

Бельгия

+

+

+

+

+

Канада

+

+

+

+

+

Чили

+

+

+

+

+

Дания

+

+

+

+

Эстония

+

+

+

+

+

Финляндия

+

+

+

+

+

Франция

+

+

+

+

+

Германия

+

+

+

+

+

Ирландия

+

+

+

+

+

Исландия

+

+

+

+

+

Итачия

+

+

+

+

+

Страна

Направление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Япония

+

4*

+

+

4-

Корея

+

+

+

+

Мексика

+

+

+

+

Нидерланды

+

+

+

4-

11овая Зеландия

+

+

+

4-

4-

Норвегия

+

+

+

+

4-

Португалия

+

+

4-

4-

Словения

+

+

+

4-

4-

Испания

+

+

+

+

4-

Швеция

+

+

+

+

4-

Великобритания

+

+

+

+

4-

Россия

+

+

4-

4-

+

Украина

+

+

4-

4-

+

Всего ОЭСР

19

17

11

15

13

2

17

16

9

7

В табл. 8.4 выявлены сильные и слабые места в реформировании государственных служб. Более благополучно обстоят дела с внедрением принципов публичности и прозрачности, а также с перестройкой бизнеса на принципы нового менеджмента (социальное партнерство). Наименьший прогресс обнаружен при внедрении экономических оценок в работу государственного сектора.