Внедрение компьютерных технологий в организациях

Готовность той или иной организации определяется двумя основными факторами: 1) объективно-технологическим, т.е. сама структура работы соответствует одной из моделей компьютеризации; 2) готовность персонала к работе по новым компьютерным технологиям (не только в плане компетентности, но и в плане мотивационной и смысловой готовности).

Е. Б. Моргунов выделяет четыре основных этапа развития и внедрения технических систем в организации:

1) технические системы рассматриваются как "лабораторные диковинки", о которых мало кто слышал; 2) этими "диковинками" начинают пользоваться некоторые специалисты; 3) массовое распространение технических новшеств;

4) техника становится неотъемлемой частью работы, когда "ее отсутствие заметнее, чем присутствие". "Для компьютеров основным признаком четвертого этапа развития является широкое распространение информационных и коммуникационных сетей, - пишет Е. Б. Моргунов. - Только четвертый этап компьютеризации общества знаменует собой максимальную готовность персонала организации к освоению компьютеров на рабочем месте".

Для характеристики специфики разработки компьютерных средств коллективного пользования используется специальное понятие - Groupware System, дополняющее уже существующие термины software и hardware, ориентированные на индивидуальных пользователей ЭВМ. Прогресс в этой области идет медленнее, чем ожидалось, и в неожиданных направлениях. Почему же разрабатывать groupware труднее, чем software? Е. Б. Моргунов выделяет следующие проблемы, связанные с разработкой Groupware System.

Члены любой группы сильно различаются но своим характеристикам (по профессиональной компетентности, опыту, темпераменту, статусу в группе и т.п.), что сильно осложняет не только взаимодействие между ними, но и разработку каких-то универсальных средств для разных групп.

Каждый член группы подвержен частым изменениям, что еще больше затрудняет конструирование каких-то однозначных систем взаимодействия.

Постоянно меняются режимы взаимодействия между членами группы.

Особую реальность представляют процессы групповой динамики (сплоченность, борьба за лидерство и т.п.).

Существуют и специфические групповые характеристики, которые также осложняют выработку универсальных групповых систем взаимодействия на основе новых компьютерных технологий.

Как отмечает далее Е. Б. Моргунов, само развитие групповых компьютерных технологий предполагает все больший учет "индивидуальных стилей деятельности" ("а может - и индивидуальных сталей деятельности самих групп", - добавили бы мы). Если рассматривать развитие компьютерных технологий в организации как постепенный переход от наличной модели функционирования к более совершенной ("модели потребного будущего"), то сама "компьютеризация выступает в этом случае как один из элементов более фундаментального процесса, имя которому - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ", - пишет Е. Б. Моргунов.

Компьютер в деятельности психолога

Разработка и использование компьютерных средств для психолога предполагает: 1) описание необходимых и достаточных функций деятельности психолога; 2) определение группы режимов, в которых возможно использование компьютеров психологами; 3) описание дерева целей, которые необходимо достичь психологу при работе в упомянутых режимах; 4) определение требований к конкретным программным средствам, позволяющим достигать указанных целей.

Е. Б. Моргунов выделяет следующие основные режимы использования компьютера психологом.

Работа с компьютерными вариантами психологических методик, где выделяются два подрежима: 1) психодиагностика на компьютере; 2) подрежим обучения сотрудников (на различных курсах по обучению иностранным языкам, при проведении деловых игр и т.п.). Как отмечает Е. Б. Моргунов, существуют две традиционные линии в автоматизации психодиагностических методик: первая связана с созданием компьютерных аналогов известных бланковых методик, а вторая - с широким использованием аппаратных средств. "Две упомянутые линии автоматизации психодиагностики дополняют друг друга и в случае совместного использования могут расширить возможности психолога", - пишет Е. Б. Моргунов.

Работа с данными: представление данных, их статистическая обработка, запись и хранение в памяти компьютера и т.н.

Работа с текстами, предполагающая следующие подрежимы: поиск и чтение текстов, ввод текста, редактирование текста, поиск ошибок, распечатка текстов и т.п.

Как отмечает Е. Б. Моргунов, "второй и третий режимы работы не являются прерогативой психологов", так как реализуются и "другими специалистами", поэтому "трудно говорить о специальных психологических программных средствах для этих режимов".

Работа психолога с людьми. Подрежимы: работа с испытуемыми и клиентами, работа с коллегами и руководителями. "Для каждого из этих подрежимов необходимы специальные программные средства", - пишет Е. Б. Моргунов.

Если обратиться к истории использования психологами компьютерных средств и выделить стадии внедрения компьютера в психологические исследования и психологическую практику, то сами эти стадии различаются, во-первых, хронологически, а во-вторых, степенью проникновения компьютеров в структуру деятельности психолога. На этой основе Е. Б. Моргунов выделяет следующие стадии внедрения компьютеров в деятельность психолога.

Компьютеры используются в качестве средства статистической обработки данных (начало 1960-х гг.).

Попытки использовать компьютер в режиме реального времени в качестве средства управления инженерно-психологическим экспериментом. Например, работа Дж. Стерлинга по изучению кратковременной памяти в начале 1960-х гг. (в СССР подобные работы были выполнены в середине 1960-х гг.).

Использование компьютеров в качестве средства объединения отдельных методик в пакеты прикладных психологических программ. Например, в СССР первые такие попытки использования компьютерных программ (не как отдельных методик, а как групп методик) были сделаны в 1977-1978 гг. на факультете психологии МГУ.

Более отчетливое разделение программного и информационного обеспечения компьютерной методики. Были созданы так называемые конструкторы тестов-опросников и тестов-заданий, доводить которые до готового образца были в состоянии "непрограммирующие психологи". Первые эксперименты в этой области были проведены еще в 1979-1980 гг. "Традиционным стало разделение функций, при котором программное обеспечение разрабатывалось программистом, а информационное (вид стимульного материала, его объем, параметры времени предъявления) вводилось психологом. Психологу сразу стало легче общаться с компьютером. Соответственно, увеличились темпы распространения последних", - пишет Е. Б. Моргунов.

Использование декларативных заданий для интерпретации компьютерной психодиагностики. Эта стадия началась недавно, лишь в конце 1980-х гг., и пока были сделаны лишь первые шаги в этом направлении. "Наивысшего уровня развития эта стадия достигнет при полноценном использовании в психологии экспертных систем", - отмечает Е. Б. Моргунов.

"Если сопоставить последовательность инноваций в компьютеризации психологической практики с этапами работы психолога, получится Вперед картина, - пишет

Е. Б. Моргунов. - Первая стадия связана с автоматизацией обработки результатов, вторая стадия - с проведением отдельной методики, третья - с проведением эксперимента, включающего несколько методик; четвертая стадия связана с процессом создания методик и пятая стадия - с интерпретацией результатов эксперимента".