Компоненты и инструменты системы мотивации персонала

Комплексная система мотивации персонала включает в себя материальное стимулирование, разнообразные инструменты нематериального стимулирования.

Группа мотивов, образующих в совокупности единую систему, – это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Комплексный подход к управлению мотивацией предполагает использование максимально полного набора средств воздействия на нее (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Средства воздействия на мотивацию

Средства воздействия на мотивацию

Основные составляющие

Организация работ

Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Требования к качеству работы

Материальное стимулирование

Конкурентоспособность оплаты труда. Соотношение постоянной и переменной части зарплаты. Связь оплаты труда и рабочих результатов. Возможность дифференцировать оплату в рамках одной профессиональной группы или должностной категории

Моральное стимулирование

Широкий набор нематериальных стимулов, используемых руководством предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на Доске почета и др.).

Мотивирующий потенциал этого средства надает при формальном подходе

Индивидуальный подход к работнику

Оценка руководителем индивидуальных особенностей данного работника и выбор таких подходов, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его личности и характера, особенностям его мотивации

Остановка целей

Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость – ключевые требования к мотивирующим целям

Оценка и контроль

Формы контроля за работой персонала, осуществляемые непосредственным руководителем. Оценка его рабочих результатов и рабочего поведения

Информирование

Своевременность и полнота информации, необходимой для выполнения работ

Корпоративная культура

Ценности и приоритеты, реализуемые в организации. Традиции и правила, определяющие элементы корпоративной культуры

Особенности управления

Качество управления, стиль управления и соответствие стиля управления сложности задач и основным характеристикам персонала (уровень квалификации, возраст, степень самостоятельности и др.)

Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все люди слишком разные, отличаются друг от друга воспитанием, культурой, менталитетом.

Факторы мотивации персонала способствуют влиянию на трудовую деятельность и оказывают повышающее или понижающее действие (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Факторы, повышающие и понижающие мотивацию персонала

Факторы, повышающие мотивацию

Факторы, понижающие мотивацию

Возможность продвижения по службе

Отсутствие перспектив. Неуверенность в будущей занятости

Оплата труда по результатам

Несправедливая оценка труда. Качественная работа не вознаграждается

Одобрение хорошо выполненной работы

Обезличивание результатов труда. Администрация приписывает успех себе, а неудачи – подчиненным.

Безразличное отношение к оценке работы

Работа позволяет развивать способности

Инициатива приводит лишь к большей загруженности

Сложная работа

Примитивная работа.

Заниженные требования к работнику

Работа, позволяющая самостоятельно принимать решения

Мелочный контроль.

Отсутствие контроля со стороны руководства

Высокая степень ответственности, значимости работы

Сотрудник считает свою работу бессмысленной или ненужной.

Ощущение сотрудников, что они работают на босса

Интересная работа

Скука на работе, неполная загруженность

Работа, требующая творческого подхода

Монотонная работа

Справедливое распределение работы

Сотрудники загружены работой в разной степени

Отсутствие стрессовых ситуаций

Частые стрессовые ситуации из-за недостатков в управлении

Хорошие отношения с коллегами и руководством

Постоянные межличностные конфликты. Ограниченная возможность общения на работе

Хорошая информированность о бизнесе

Работники плохо информированы о том, что делается в фирме; испытывают ощущение, что от них что-то скрывают

Гибкий график работы

Необоснованно строгий график работы

Дополнительные льготы

Отсутствие льгот

Рассмотрим комплексную систему мотивации персонала, разработанную в одной из отечественных организаций (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Комплексная система мотивации персонала

Компоненты мотивации

Инструменты мотивации

Цели мотивации

1. Культура организации.

Система общих для всего персонала организации ценностных ориентаций и норм

Устав организации, основные принципы руководства и организации

Понимание и признание целей деятельности организации.

Ориентация на перспективу.

Согласование взаимных интересов

2. Идентификация с организацией. Образ организации в глазах персонала и внешнего мира

Различные формы информации об организации

Единая ориентация в восприятии организации как внутри нее, так и вовне. Чувство принадлежности к организации

3. Система участия. Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале организации и развитие сотрудничества

Формы и методы распределения результатов, участие в капитале; развитие отношений партнерства

Установка на корпоративность в поведении.

Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску

4. Обслуживание персонала.

Все формы социальных льгот, услуг, предоставляемых работникам независимо от их положения в организации

Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи

Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности

5. Организация рабочего места. Оснащение рабочих мест эргономичными и организационными вспомогательными средствами

Технические и организационные вспомогательные средства; физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика), цветовое оформление и т.д.

Удовлетворенность состоянием рабочего места.

Идентификация с рабочей задачей. Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания

6. Кадровая политика.

Планирование по повышению квалификации и мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способностей работников

Подготовка и повышение квалификации кадров; тренинг и семинары; планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров

Внутриорганизационная мобильность в применении профессиональной квалификации. Самостоятельность и инициативность. Творческая инновационная деятельность

7. Регулирование рабочего времени. Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и организации

Сокращение рабочего времени; гибкий и скользящий график рабочего времени

Ответственное и сознательное использование рабочего времени.

Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени. Эффективность рабочего времени

8. Информирование работников. Доведение до работников сведений о делах организации

Журналы и справочники организации; собрания коллектива; отчеты о работе; совещания работников; корпоративный сайт

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений

Чем больше количество разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем многообразнее доступные ему блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность.

Таким образом, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Возможность развития любой компании заключается в способности найти и удержать у себя квалифицированных специалистов, талантливых работников.

Материальные стимулы, безусловно, играют здесь большую роль. Но все бо́льшую роль начинают играть эмоциональные факторы, и роль их будет возрастать. Только комплексная система мотивации с обязательным учетом эмоциональной составляющей позволит добиться от персонала полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности и продуктивности.