Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Согласно ст. 6 Закона об охране окружающей среды субъекты РФ вправе, а по большому счету и обязаны: участвовать:
в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта РФ;
в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта РФ;
принимать законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением;
принимать и реализовывать региональные программы в области охраны окружающей среды;
осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; вести:
учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом РФ;
Красную книгу субъекта РФ;
образовывать особо охраняемые природные территории регионального значения, осуществлять управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
организовывать проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.
Нормами природоресурсных законодательных актов также устанавливаются полномочия субъектов РФ. Например, ст. 25 ВК к ведению регионов отнесены:
участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в региональной собственности.
Компетенция регионов отражена также в ст. 10 ЗК, ст. 47 Л К, ст. 6 Закона о животном мире и в нормах других законов природоресурсного блока.
Перечисленные и иные вопросы реализуются представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ согласно установленному федеральным законодательством и конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ разграничению компетенции названных ветвей региональной власти, а также специально создаваемыми ими органами.
Компетенция муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды
К числу вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления в экологической сфере, ст. 7 Закона об охране окружающей среды относит:
а) для городских и сельских поселений: организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
б) для муниципальных районов:
организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
в) для городских округов:
организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При этом в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечисленные вопросы ведения муниципальных образований, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, могут быть возложены законами соответствующих субъектов РФ на городские органы государственной власти. Названные субъекты РФ своими законами определяют компетенцию и полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды.
В свою очередь ст. 9 Закона об экологической экспертизе устанавливает, что городские округа и муниципальные районы в области экологической экспертизы на соответствующей территории вправе:
делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
принимать и реализовывать в пределах своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организовывать:
общественные обсуждения, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
по требованию населения общественные экологические экспертизы;
информировать:
федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органы государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Отдельные положения, затрагивающие компетенцию муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды, закреплены также в федеральных законах об отходах производства и потребления, об особо охраняемых природных территориях и ряде других законодательных актов. При этом следует отметить, что в обозримой перспективе, когда муниципальная реформа будет завершена, очевидно, следует ожидать расширения круга вопросов, решение которых возлагается на органы местного самоуправления. Кроме того, действующее законодательство содержит ряд не вполне стыкующихся друг с другом положений отдельных законов, а в ряде случаев, при передаче муниципальным образованиям тех или иных вопросов, не всегда четко обозначаются полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в рамках реализации соответствующих функций.
Непосредственно решение конкретных вопросов возлагается на соответствующие органы местного самоуправления и их структурные подразделения, специально создаваемые органы в области охраны окружающей среды на основании уставов и иных правовых актов муниципальных образований, в которых должны учитываться требования федерального и регионального законодательства.