Компетенция Банка России

В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

– защита и обеспечение устойчивости рубля;

– развитие и укрепление банковской системы РФ;

– обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Приведенные цели деятельности конкретизированы путем перечисления в ст. 4 Закона о Банке России 22 функций, которые выполняет ЦБ РФ. Эти функции, которые по сути являются основными направлениями компетенции Банка России, можно подразделить на две большие группы: 1) функции Банка России как органа управления банковской системой; 2) функции Банка России как субъекта, имеющего право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок.

В рамках первой группы функций Банк России, являясь центром отечественной банковской системы, а) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, б) организует на территории РФ наличное денежное обращение, в) обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы, г) осуществляет банковское регулирование и банковский надзор, д) взаимодействует с кредитными организациями, е) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, а также выполняет ряд внешнеэкономических функций. Рассмотрим первую группу функций более подробно.

(А) Денежно-кредитная политика – это система мероприятий, направленная на ограничение денежных средств в обращении, поддержание стабильности цен, обеспечение экономического роста и противодействие возможным кризисным явлениям.

Банк России ежегодно нс позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год[1].

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Согласно ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

В соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия па рыночные процентные ставки.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов[2] посредством снижения денежного мультипликатора[3]. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении[4].

На основании ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов)[5], а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России[6] устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, но не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф, который не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для погашения требований кредиторов.

Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

– купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО

[7] с указанными ценными бумагами;

– купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли па рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами. При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров РЕПО, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору РЕПО.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно осуществляется как без обеспечения[8], так и под обеспечение в виде:

– залога аффинированного золота в стандартных и (или) мерных слитках[9];

– залога (блокировки) ценных бумаг[10], включенных в ломбардный список Банка России[11];

– залога векселей и (или) прав требования по кредитным договорам, соответствующих критериям, установленным ЦБ РФ, а также выпусков облигаций, перечень которых установлен Советом директоров Банка России, либо поручительства[12].

Под валютными интервенциями понимается купля- продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и па суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Прямыми количественными ограничениями Банка России являются установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций[13]. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

(Б) В целях организации наличного денежного обращения Банк России составляет прогноз кассовых оборотов и организует производство, осуществляет перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций[14]; устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России[15], порядок уничтожения[16], а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определяет порядок ведения кассовых операций[17].

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ.

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный, не менее одного года, но более пяти лет, срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

Решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца принимает Совет директоров, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Помимо изложенного, Банк России утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.

(В) Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы осуществляются Банком России в соответствии с Законом о НПС. Направления развития национальной платежной системы определяются стратегией развития национальной платежной системы, принимаемой Банком России. Банк России организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы Банка России и осуществляет за ней наблюдение.

Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности[18].

Банк России устанавливает правила, формы и стандарты осуществления безналичных расчетов[19].

Кроме того, Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои территориальные учреждения, которые без взимания платы:

– обслуживают счета, открытые Казначейству России и его территориальным органам;

– обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований;

– проводят операции по приему наличных денежных средств от получателей бюджетных средств и по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами;

– оказывают услуги по изготовлению и выдаче бумажных копий расчетных документов Казначейству России и его территориальным органам;

– оказывают услуги по перечислению денежных средств с использованием телеграфной технологии по расчетным документам, предоставленным территориальными органами Казначейства России.

(Г) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Он осуществляет постоянный

надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Кроме того, Банк России осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе[20].

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций[21].

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета[22] и отчетности, организации внутреннего контроля[23], составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности[24], а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

В соответствии со ст. 58 Закона о Банке России ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдаст кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Также Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций.

Банк России вправе устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20% – предварительного согласия Банка России

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для кредитных организаций обязательные нормативы, виды которых указаны в ст. 62, 62.1, 64–71 Закона о Банке России (подробнее см. § 2 гл. V). В указанных целях Банк России также устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации[25], активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России санкции по отношению к нарушителям.

(Д) Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. Банк России обязан давать ответ в письменной форме по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Банк России не отвечает но обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают но обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Банк России осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.07.2004 № 96-ФЗ.

(Е) Банк России осуществляет управление золотовалютными резервами, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями и иностранными государствами, устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю[26], принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации, устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты[27], осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты[28].

Помимо изложенного, Банк России является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством РФ требованиям. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования но раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством РФ, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Банк России выдаст разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

В рамках второй группы функций Банк России как субъект, имеющий в силу закона право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок, полномочен осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ, для достижений целей, предусмотренных Законом о Банке России:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года иод обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете, а также кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России также вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности но управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России.

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России но ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Вместе с тем Банк России не имеет права:

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 46 и ст. 48 Закона о Банке России;

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8, 9 и 39 Закона о Банке России;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью;

5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на следующей основе.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из сто заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению один представитель от Минфина России и один представитель от Минэкономразвития России участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние отечественной банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.