Компетенции уровней власти в стимулировании инновационной деятельности

В ходе проведения налоговой реформы 1998 г. общее число действующих в Российской Федерации налогов снизилось как минимум в три раза. Самое большое число снижений пришлось на региональные и местные налоги, при этом первоначально предполагалось, что региональных налогов будет семь, но с 2005 г. их осталось три, причем среди них такой специфический налог, как налог на игорный бизнес. Очевидно, что в результате существенно снизились возможности проведения региональной налоговой политики, а ее активизация в реализацию задач развития инновационной экономики в первую очередь зависит от того, как будут решаться вопросы налогового федерализма, т.е. насколько распространяются налоговые компетенции регионов.

Налоговая система РФ построена так, что налоговое стимулирование инновационных процессов на региональном уровне реализуется в основном совместно органами власти субъектов РФ с федеральными органами в соответствии с полномочиями в области установления и корректировки налогового законодательства, как по общим вопросам налогообложения, так и по отдельным налогам. Ясно, что у региональных органов власти больше возможностей нацелить на рассматриваемые задачи налоговые механизмы региональных налогов.

Если применить общий подход к региональному налоговому стимулированию инновационной деятельности, то можно отметить, что налоговое стимулирование инноваций на региональном уровне может быть реализовано путем предоставления как абсолютных, так и целевых преференций. Последний вариант представляется более предпочтительным, поскольку целевые льготы могут быть предоставлены лишь при выполнении заранее оговоренных условий. Их предоставление может реализовываться с помощью налогового соглашения, заключенного между региональной (местной) администрацией и налогоплательщиком, претендующим на получение льгот.

Региональной практикой используются уже хорошо зарекомендовавшие себя схемы льготного налогообложения инвестиций. Они предлагают льготы в виде снижения ставки налога на прибыль, в части, зачисляемой в региональный бюджет, налога на имущество, земельного налога для тех организаций, которые направляют собственные ресурсы, а также привлеченные средства на реализацию инновационных проектов или реконструкцию и модернизацию своих производств.

Если иметь в виду тот факт, что среди региональных налогов ведущее место по значимости принадлежит налогу на имущество организаций, а также то, что выбор объекта налогообложения тесно увязан с проблемой инновационного развития организации, ясно, что стимулирующих возможностей у региональных органов власти достаточно много. В то же время незначительный удельный вес налога в доходах региональных бюджетов указанные возможности сокращает.

В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объектов налогообложения движимого имущества (машины, оборудование), принятого на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, начиная с 2013 г. при осуществлении модернизации производства снижаются затраты налогоплательщика, связанные с инвестициями в новое оборудование. В перспективе, по мере вывода из эксплуатации оборудования, принятого па учет в качестве объектов основных средств до 1 января 2013 г., налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество.

Особое место среди объектов налогового стимулирования занимают технико-внедренческие особые экономические зоны, для которых предусмотрено большое количество налоговых преференций, причем практически по всем налогам. Главное, конечно, — это введение режима свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются внутри особой экономической зоны (ОЭЗ) без уплаты таможенных пошлин и НДС. Для резидентов указанных анклавов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, что крайне важно для зарплатоемких инновационных производств.

Кроме того, региональное законодательство по налогам и сборам имеет право на снижение ставки налога на прибыль, в пределах своей доли в общей ставке.

С ОЭЗ связывается также применение такого редкого для российской практики понятия, как налоговые каникулы: по налогу на имущество организаций и земельному налогу при определенных условиях предоставляется такая преференция на пять лет. Кроме того, при расчете налоговой базы по налогу па имущество резиденты ОЭЗ не учитывают имущество, созданное или приобретенное для ведения деятельности в ОЭЗ. Налоговые вычеты предоставляются и по земельному налогу в отношении соответствующих земельных участков.

Еще одним новационным подходом к стимулированию инновационных процессов в Российской Федерации является то, что для осуществления адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций в налоговое законодательство РФ вводится новая категория налогоплательщика — участник инвестиционного проекта, реализуемого на территории Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.

Имеется и виду, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия одновременно нескольким требованиям:

- государственная регистрация организации должна быть осуществлена на территории соответствующего субъекта РФ;

- организация не имеет обособленных подразделений на территории других субъектов РФ и не входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков;

- организация применяет общий режим налогообложения;

- производство товаров осуществляется только па территории субъекта РФ, в котором осуществляется инвестиционный проект;

- организация имеет в собственности или долгосрочной аренде земельный участок, на котором предполагается осуществление инвестиционного проекта;

- организация имеет разрешение на строительство соответствующего производственного объекта.

Предполагается ограничить круг потенциальных инвесторов, претендующих на льготы, исключив из него тех, которые занимаются деятельностью, связанной с добычей нефти и газа, производством подакцизной продукции (кроме легковых автомобилей и мотоциклов), и тех, кто пользуется льготной нулевой ставкой налога на прибыль.

Участниками инвестиционного проекта могут быть только достаточно крупные инвесторы — объем капитальных вложений в проект года не может быть меньше чем 150 млн руб. для проектов, предусмотренных на три года, или 500 млн руб., если проект предусмотрен на пять лет.

Для участников инвестиционного проекта, соответствующих указанным параметрам, предусматривается на 10-летний период установление ставки налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0% при одновременном предоставлении права органам власти субъекта РФ снижения ставки налога на прибыль в размере до ее обнуления в течение первых пяти лет осуществления инвестиционного проекта и до 10% в течение последующих пяти лет.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и плановый период 2016—2017 гг. предполагается существенно расширить инвестиционные льготы на территориях опережающего развития (Дальний Восток и Восточная Сибирь, Республика Хакасия и Красноярский край) за счет введения пятилетних налоговых каникул по налогу на прибыль организаций, НДПИ (кроме нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций для новых предприятий, расположенных на территориях опережающего развития.

Перспективным подходом к налоговому стимулированию инновационной деятельности является возможность введения специального налогового режима для решения комплекса вопросов налогообложения инновационных организаций и урегулирования сложных проблем налогового учета, отчетности и налогового администрирования.

Как известно, существование в налоговой системе специальных налоговых режимов связано со спецификой осуществляемой деятельности, а также с тем, что положение ряда налогоплательщиков надо облегчить, поэтому для них требуется особый подход к налогообложению. Вполне вероятно, что такой спецификой обладают и научные инновационные организации. Это можно аргументировать тем, что в отличие от основной массы налогоплательщиков в расходах таких организаций наибольший удельный вес (иногда до 90%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и расходы на уплату средств во внебюджетные социальные фонды.

Второй аргумент связан с тем, что инновационная продукция обладает большой добавленной стоимостью и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций доля налога на добавленную стоимость высока. В этой связи применение действующих ставок НДС и отчислений в социальные фонды является одним из основных факторов, сдерживающих их развитие.

Из сказанного видно, что наиболее значимой проблемой для научных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки, являющийся сдерживающим фактором для дальнейшего развития.

Практика введения специальных налоговых режимов в Российской Федерации есть, и немалая. Представляется, что если идти по пути установления налогового механизма, близкого к УСН, т.е. отменить налог на прибыль, НДС и налог на имущество, по которым и сейчас, как правило, применяются льготы, поэтому существенных выпадающих доходов региональных и местных бюджетов не предвидится, то объект налогообложения в виде дохода представляется вполне разумным. Что касается ставки налога, то говорить о 6 или 15% дохода или о какой-либо другой цифре пока не стоит — нужны серьезные расчеты.

Главная сложность реализации рассматриваемой идеи состоит в идентификации налогоплательщиков, для которых специальный налоговый режим предназначается. Видимо, налоговые органы не смогут самостоятельно справиться с проблемой, т.е. для получения статуса, необходимого для перехода на специальный налоговый режим, придется обращаться в иные компетентные органы, способные определить, является ли организация научной и инновационной (Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям и т.д.). Указанные органы могут давать документ о государственной аккредитации только для того, чтобы в предварительном порядке урегулировать спорные моменты о признании организации научной или инновационной, и здесь без специалистов не обойтись. Ясно, что документы о государственной аккредитации нужны с одной целью — идентифицировать налогоплательщиков с целью определения контингента для перехода на специальный налоговый режим.

Представляется, что введение специального налогового режима для инновационных организаций может стать эффективной мерой по созданию целостной системы стимулирования инновационной деятельности. Она способна не только достаточно простым путем решить проблемы налогового стимулирования инновационных организаций, но и заинтересовать региональные и муниципальные органы власти в развитии на своих территориях таких организаций, если, как и в случае с другими специальными налоговыми режимами, основная масса налоговых поступлений придется на бюджеты этих образований.

Отдельный подход к возможности применения региональными и местными органами власти стимулов для развития инновационного процесса — изменение сроков уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит, предоставление которых в настоящее время связано с реализацией принципа бюджетной самостоятельности региона и муниципального образования.

В соответствии со ст. 63 НК РФ определены полномочия органов, в компетенцию которых входит решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов. В результате региональные и местные налоговые органы по согласованию с финансовыми органами могут принимать соответствующие решения только по региональным и местным налогам, а также по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты регионов.

В НК РФ приведен ряд оснований, по которым налоговый кредит может быть выдан, и условия его получения, но для региональных и местных органов власти предусмотрены полномочия выбора других условий.

Что же является основанием для выдачи кредита? В соответствии с ст. 66 Н К РФ он может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— проведения НИОКР;

— осуществления внедренческой или инновационной деятельности;

— выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;

— осуществления инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности. При этом начиная с 2012 г. сумма кредита может составлять 100% приобретенного организацией оборудования, используемого па перечисленные цели выше (до этого сумма кредита ограничивалась 30%).

Надо отметить, что региональные органы власти, а тем более местные, крайне осторожно относятся к реализации своих полномочий, что объясняется сразу несколькими причинами, главной из которых является сложность разработки законодательства из-за возникающей проблемы определения контингента лиц, для которых налоговый кредит может быть предусмотрен. Второй проблемой является то, что далеко не все регионы могут себе позволить такую щедрость из-за низкого уровня собственного налогового потенциала и последующего роста выпадающих доходов бюджетов, восстановление которых растягивается на длительное время. Кроме того, как правило, те лица, для которых предусматривается инвестиционный налоговый кредит, и так широко пользуются льготами, в частности льготой по налог}' на прибыль в части роста налоговых вычетов и снижения региональной ставки налога.

Еще один перспективный метод предоставления преференций заключается в использовании возможностей такого налогового инструмента, как налоговые каникулы, которые применяются пока крайне ограничено только в особых экономических зонах. Здесь возникает та же проблема, что и при применении налогового кредита, — отсутствие четкой регламентации. В то же время практика есть — этот инструмент достаточно успешно использовался в 1990-х гг.