Комбинированная политика

Для усиления действенности и более точной настройки стабилизационной политики можно одновременно использовать фискальные и монетарные инструменты. Если дополнительные государственные расходы финансируются за счет продажи государственных облигаций не населению, а центральному банку, то одновременно с увеличением спроса на блага увеличивается предложение денег, т.е. осуществляется комбинированная стабилизационная политика.

Как правило, рост совокупного спроса (желаемый результат) сопровождается повышением уровня цен (нежелаемый результат). Поэтому при планировании мероприятий стабилизационной политики приходится решать, какое сочетание прироста ВВП (занятости) и прироста уровня цен наиболее предпочтительно. В соответствии с сутыо мероприятий фискальной и монетарной политик первая сильнее действует на рост ВВП, а вторая на уровень цен. В общем виде зависимость между управляемыми (AG, AM) и целевыми (Δу*, ΔΡ*) параметрами можно представить системой двух линейных уравнений:

(13.1)

(13.2)

где а, b, с, l m, n – положительные коэффициенты; причем а> b и п> т.

Из решения этой системы определяются объемы приращения государственных расходов и денег (AG*, ΔΜ*), необходимые для достижения поставленных целей:

Решение существует только тогда, когда , т.е. когда ΔG и ΔM воздействуют па целевые показатели непропорционально (AG и ΔM не находятся в линейной зависимости). При фактически есть лишь один инструмент, либо фискальная, либо монетарная политика и однозначного решения не будет.

Следовательно, для достижения одновременно нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей. Этот вывод получил название правша Тинбергена, который первым обратил на это внимание[1].

Кроме того, в соответствии с правилом Манделла[2] каждый инструмент экономической политики должен использоваться для достижения той цели, на которую он сильней действует, т.е. фискальная политика для достижения Δу*, а монетарная для непревышения ΔР*. Так как госрасходы находятся в компетенции Минфина, то ему вменяется обязанность обеспечить желаемый объем совокупного спроса, а центральный банк посредством регулирования количества денег в обращении должен следить за приращением уровня цен. Рассмотрим, на чем основывается правило Манделла.

В соответствии с равенствами (13.1) и (13.2) Минфин России определяет приращение госрасходов по формуле

(13.1, а)

а Банк России – по формуле

(13.2, б)

Это уравнения реакции одного ведомства на действие другого. На рис. 13.5 они представлены линиями реакции; на нем уменьшаемое правой части (13.1, о) обозначено буквой g, а уменьшаемое правой части (13.2, о) – буквой h. Линия реакции Минфина России имеет наклон tgβ, а Банка России – tgα.

Рис. 13.5. Взаимодействие фискальной и монетарной политик

Пусть исходное сочетание ΔG, ΔM представляет точка кk. Так как она находится на линии реакции центрального банка, но ниже линии реакции министерства финансов, то количество денег в обращении менять не нужно, а госрасходы должны возрасти на величину ks. В состоянии, представляемом точкой s, прирост уровня цен превышает намеченное значение, поэтому нужно уменьшить предложение денег. Так через несколько итераций комбинированная политика обеспечит сочетание Δу*, ΔР*. Если бы монетарная политика использовалась для достижения Δу*, а фискальная – для обеспечения ΔР*, то ни одна из целей не была бы достигнута. При состоянии, представленном точкой k, центральный банк должен был бы увеличить предложение денег на величину ku. Так как точка и находится выше линии реакции центрального банка, то прирост уровня цен превышает целевой показатель. Для снижения уровня цен министерству финансов нужно сократить госрасходы, и конъюнктура будет все больше отклоняться от намеченных целей.