Ключевые решения регулярного менеджмента: ставь цели - регламентируй - управляй - улучшай
Современные подходы к организации регулярного менеджмента часто предполагают декомпозицию полного цикла менеджмент-процессов на четыре блока (рис. 14.15):
1) целеполагание;
2) регламентация деятельности в обеспечение поставленных целей;
3) управление исполнением деятельности в обеспечение достижения поставленных целей;
4) улучшение деятельности в обеспечение превышения (по возможности) поставленных целей.
Рис. 14.15. Укрупненные блоки задач и функций в составе полного цикла менеджмента
Каждый из этих блоков в свою очередь может быть организован на цикличной основе, например на основе цикла РОСА или даже разных циклов. В итоге получается блочное представление подциклов полного цикла менеджмент-процессов.
Моделирование и разработка регламентов организации деятельности и управления
Моделирование организации деятельности компании - выявление, описание и регламентация бизнес-процессов:
o на уровне компании;
o на уровне функциональных блоков, систем управления и подразделений;
o на уровне исполнителей процедур и операций.
Организационные модели - описание в заданной нотации (инжиниринг) организации деятельности компании или ее компонент в прикладных целях.
Регламенты - нормативные описания организации деятельности компании и ее компонент. Разработка и актуализация регламентов обеспечивает эффективность управленческой деятельности, защиту интересов компании и персонала. В состав регламентов компании, в частности, включаются:
1) организационно-распорядительная документация, включающая распорядительные и организационно-правовые документы компании (кто делает, за что отвечает);
2) нормативно-методическая документации, включающая нормы различного уровня, регулирующие деятельность компании (как делать) в сферах:
o организации бизнес-процессов;
o организации проектов;
o организации систем управления.
Пример списка популярных моделей, применяемых при разработке регламентов (нормативно-методических и организационно-распорядительных документов) компании, представлен на рис. 14.16.
Инжиниринг систем управления
Дизайн архитектуры системы управления компании
Описания и инжиниринг (разработки) систем управления могут иметь различные детализации и охваты этапов полного управленческого цикла, например:
o анализ ситуации и уточнение целей управления;
o идентификация, документирование и регламентация основных и ряда поддерживающих (техническое обслуживание и ремонт оборудования, энергообеспечение и т.п.) бизнес-процессов компании и их взаимодействие;
o управление бизнес-процессами на основе регулярного управленческого цикла, предусматривающего сбор информации для планирования, планирование, реализацию планов, мониторинг и контроллинг;
o улучшение бизнес-процессов, являющихся объектами управления.
К общим характеристикам описания архитектуры системы управления относят следующие:
Рис. 14.16. Применяемые при организации деятельности компании модели и регламенты
o объект управления и его границы;
o субъект управления;
o позиционирование системы управления на корневой модели бизнес-процессов компании;
o задачи и целевые критерии системы управления;
o политику построения и функционирования системы управления;
o уровни, организационные звенья и иерархия системы управления;
o регулярный цикл функционирования системы управления;
o функциональную детализацию регулярного цикла системы управления в привязке к уровням управления компании (компания, подразделения, исполнители);
o модели функциональной ответственности организационных звеньев на каждом уровне системы управления;
o интеграцию и взаимодействие с другими системами управления компании;
o организационно-распорядительные и нормативно-методические документы системы управления.
Общие методы проектирования систем управления в полной мере применимы к разработке конкретных систем управления, в том числе, например, и подсистем операционного управления компании, подсистемы операционных улучшений, подсистемы технического обслуживания и ремонтов оборудования, подсистемы энергоменеджмента и т.д.