Ключевые аспекты нейтральности
Подведем итог. Когда же деньги нейтральны, а когда – не нейтральны?
Краткосрочная не-нейтральность денег
Деньги могут проявлять не-нейтральность в краткосрочном периоде по следующим соображениям.
1. Как считает Патинкин, увеличение денежной массы сопровождается ростом цен на товары и услуги. Это оказывает стимулирующей эффект на бизнес, фирмы не могут определить сразу, является ли рост цен общим для экономики или специфическим для данного рынка. Под действием расширившегося спроса фирмы увеличивают производство и занятость. Это и ведет к росту совокупных расходов в экономике. Кроме того, цены не растут одинаковым темпом во всех отраслях и сферах экономики. В одних отраслях цены могут вырасти в большей степени, в других – в меньшей. Разная краткосрочная динамика абсолютных цен изменяет относительные цены, на которые и ориентируются потребители. Некоторые товары, даже при определенном увеличении их цен, могут оказаться относительно дешевыми. Спрос на них возрастет, что увеличит совокупные расходы в экономике.
2. Согласно Кейнсу механизм не-нейтральности проявляется вследствие жесткости (негибкости) номинальной заработной платы на рынке труда. Пусть, к примеру, предложение денег сократилось, что привело к падению цен. Но номинальная заработная плата по-прежнему высока, работники и работодатели не стремятся уменьшить номинальную величину заработной платы. В этом случае реальная заработная плата возрастет. Расходы фирм увеличатся, и фирмы сократят спрос на труд, занятость и выпуск.
Если, наоборот, предложение денег увеличилось, цены возросли, а номинальная заработная плата еще осталась на прежнем уровне (рост номинальной заработной платы, как правило, отстает от темпов инфляции), то вследствие падения реальной заработной платы фирмы получают дополнительную прибыль, их реальные издержки сокращаются. Поэтому они могут нанять больше работников, что вызовет рост совокупного выпуска.
К тому же в краткосрочном периоде многие цены фиксированы, общий рост цен будет меньшим, чем увеличение предложения денег. Это означает повышение реальных денежных балансов индивидов и реального предложения денег, что приведет к снижению ставки процента и увеличению инвестиций.
3. Как считает И. Фишер, дело заключается в отсутствии точного прогнозирования темпов инфляции и динамики ставок процента со стороны кредиторов. Под действием денежной массы номинальные ставки процента возрастают в меньшей степени, чем темп инфляции. Эго приводит к падению реальной ставки процента (вспомним уравнение Фишера), что стимулирует инвестиции и совокупные расходы.
4. Согласно Р. Лукасу ключевым фактором не-нейтральности является информационная асимметрия на денежном рынке. Отдельные инвесторы и домохозяйства не в состоянии отделить совокупную динамику цен (темпы инфляции) от изменений, вызванных условиями конкретного продуктового рынка. Индивиды зачастую принимают изменения абсолютного уровня цен за модификации относительных ценовых величин. Это приводит к тому, что домохозяйства предпринимают количественные корректировки тогда, когда по ценовым соображениям они были бы не нужны и не целесообразны. Но это и ведет к изменениям в совокупных расходах и выпуске.
5. Р. Барро и Т. Саржент предполагают, что значение имеют лишь неожиданные изменения в денежной массе. Современные экономические агенты уже обладают достаточными экономическими знаниями и опытом, чтобы предвидеть многие положения монетарной политики ЦБ. Поэтому в большинстве случаев деньги являются нейтральными. Но если ЦБ предпринимает монетарные действия, которые идут в разрез с ожиданиями участников рынков, тогда индивиды не успевают приспособиться к новым условиям, и деньги окажутся не-нейтральными.