Классификация кризисов

Для снижения воздействия кризиса и обеспечения безболезненности его протекания необходима информация о классификации кризисов и конкретном типе кризиса. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания. Классификационными признаками кризиса могут рассматриваться как параметры, определяющие оценку ситуации, так и параметры разработки и выбора удачных управленческих решений.

В зависимости от масштаба проявления существуют общие и локальные кризисы. Локальные охватывают только часть социально-экономической системы, а общие – всю. В зависимости от масштаба проявления можно также рассматривать мировые кризисы, национальные, региональные, локальные и кризисы предприятия.

По проблематике кризиса можно выделить микро- и макрокризисы. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Макрокризису присущи большие масштабы проблематики и объемы. Микрокризис, или локальный кризис, может распространиться на всю систему в результате органического взаимодействия всех элементов.

В зависимости от структуры отношений в системе можно выделить отдельные группы экономических (хозяйственных), социальных, политических, а также организационных, психологических, технологических и иных кризисов.

На рис. 1.2 приведены пять пар основных вариантов кризиса по характеру происхождения, протекания, продолжительности, последствиям. Здесь представлена типология объективных и субъективных кризисов, а природные катастрофы, которые могут привести к любым последствиям, не рассматриваются.

Экономические кризисы – это кризисы реализации и производства товаров и услуг, банкротства и пр. В группе экономических кризисов можно выделить группу финансовых кризисов. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовых возможностей и деятельности финансовой системы предприятия.

Экономические кризисы бывают регулярными (периодическими) и нерегулярными. К нерегулярным экономическим кризисам относятся отраслевые, промежуточные, частичные и структурные. Промежуточный кризис приостанавливает стадии оживления или роста в регулярных, периодически повторяющихся кризисах и не начинает новый цикл. Он, как правило, носит локальный характер и слабее периодического.

Рис. 1.2. Типология кризисов

Источник: Гореликов К. А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями : учеб, пособие. М.: Гардарики, 2008.

От промежуточного частичный кризис отличается тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства.

Структурный кризис вызывается нарушением диспропорций между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, – с другой (продовольственный, энергетический и сырьевой кризисы).

Социальные кризисы возникают при столкновении интересов или обострении противоречий различных социальных групп или образований: работодателей и работников, предпринимателей и профсоюзов, работников различных профессий, менеджеров и персонала и др. Развитие социальных кризисов может вызвать появление политического кризиса.

Политический кризис – это кризис в политическом устройстве общества, управлении обществом, кризис власти, кризис реализации интересов классов, различных социальных групп.

Организационные кризисы проявляются как резкое ухудшение организационной деятельности. Наиболее ярко организационные кризисы проявляются, например, при смене этапов жизненного цикла предприятий.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния людей и проявляются они через панику, стрессы, чувство неуверенности, страх, неудовлетворенности работой, социальным положением и правовой защищенностью и т.п.

Технологический кризис связан с обострением противоречий в процессе смены технологического уклада при разработке и внедрении новых технологических решений. Это кризисы научно-технического прогресса.

По причинам возникновения кризисы разделяются на экологические, общественные и природные.

Экологические кризисы ухудшают условия жизни людей. Это кризисы взаимоотношений природы и человека, вызванные нарушениями требований закона природного равновесия.

Кризисы могут быть неожиданными (случайными) и предсказуемыми (закономерными). Предсказуемые кризисы могут прогнозироваться, они наступают как этап развития. Известны также и фазы наступления и протекания этих кризисов: кризис, депрессия, оживление, бум.

Неожиданные кризисы могут быть результатом каких-либо природных явлений или серьезных ошибок в управлении.

Кризисы могут быть явными и скрытыми (латентными). Явные кризисы легко выявляются. Скрытые кризисы наиболее опасны, так как протекают незаметно.

По силе воздействия на социально-экономическую систему кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы часто разрушают отдельные структуры социально-экономической системы. Они протекают неравномерно и сложно, аккумулируя противоречия и обостряя ситуацию. Легкие кризисы протекают, как правило, безболезненно. Ими легче управлять, заранее их прогнозируя.

Всю совокупность возможных кризисов можно разделить также на группы кризисов затяжных (от англ. smoldering – тлеющие) и неожиданных (от англ. sudden – внезапные). Эта классификация кризисов была разработана сотрудниками Американского института кризис-менеджмента (Institute for Crisis Management, Louisville, KY, USA). Причем на долю внезапных кризисов приходится 29% всех кризисов организаций в мире, а на долю тлеющих – 71%.

Затяжной (тлеющий) кризис – это проблема, о которой вплоть до момента ее выявления не было известно ни внутри организации, ни за ее пределами и которая может привести к большим расходам, убыткам и прочим угрозам.

К основным причинам затяжных кризисов относятся:

• противоправная или неэффективная деятельность руководства предприятий;

• нарушения норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.), установленных государством;

• неудовлетворенность потребителей ценами и качеством товаров и услуг;

• расследования со стороны местных органов власти или государственных (фискальных, контрольных и др.);

• шантаж угрозой или саботаж огласки (исков) со стороны уволенных или недовольных сотрудников;

• наличие внутренних проблем, которые скрывались от инвесторов, акционеров, потребителей.

Затяжные кризисы, как правило, проходят сложно и болезненно. Они часто являются следствием непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий и неумением управлять кризисом.

Различают нескольких этапов развития затяжного кризиса.

Первый этап (кризис стратегии) является следствием ошибок в управленческих решениях: в определении ключевых факторов успеха, основной деятельности, выборе клиентов.

Структурный кризис выражается в несоответствии параметрам внешней экономической среды действующей структуры организации и является следствием принятия ошибочных стратегических решений.

Если проблемы структурного кризиса не решаются, они приводят к денежному кризису (кризису рентабельности), при котором структурные и стратегические ошибки способствуют снижению прибыли. На этом (втором) этапе руководство, как правило, пытается решить или скрыть проблемы, реализуя программу краткосрочных действий.

Если принятые меры не дают результата, то наступает третий этап, именуемый кризисом ликвидности. Краткосрочные действия руководства приводят к недостатку денежных средств и не решают фундаментальных проблем.

Если никакие антикризисные меры не принимаются в ходе развития кризиса, то это неизбежно приводит к последней стадии – несостоятельности, т.е. начинают применяться принудительные процедуры законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Неожиданный (внезапный) кризис – непредвиденное и внезапное нарушение экономической деятельности организации.

Неожиданные кризисы можно подразделить на три подтипа:

1) кризис непрерывности деятельности организации из-за несчастного случая или катастрофы;

2) кризис непрерывности деятельности организации из-за неполадок в информационных системах организации;

3) кризис репутации (доверия, огласки), под которым понимается негативное неожиданное событие, вызывающее нежелательное и интенсивное обсуждение в обществе, наносящее ущерб репутации организации, приводящее к уменьшению прибыльности или конкурентоспособности организации и нарушению ее нормального функционирования.

Для преодоления и предупреждения этих кризисных явлений необходимо проведение мероприятий по антикризисному управлению:

• в условиях катастрофы;

• управления в условиях прерывания деятельности информационных систем;

• по организации антикризисных общественных связей (антикризисный PR).