Классификация инноваций
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
Инновации делят на технологические и управленческие (организационные).
Под технологическими инновациями понимают результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной, когда она внедрена на рынке или в производственном процессе.
В промышленности и сфере услуг различают два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации в промышленном производстве охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. При этом выделяют радикальные и инкрементальные продуктовые инновации.
Под радикальной продуктовой инновацией понимают продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок).
Инкрементальная продуктовая инновация (технологически усовершенствованный продукт) – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачу уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:
• эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);
• незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также его входных параметров и компонентов;
• расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.
Продуктовые инновации в сфере услуг включают разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами.
Процессные инновации включают разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и предоставления услуг.
Изменения не являются технологическими инновациями, если не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи). Это организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия, а также внедрение стандартов качества.
Управленческие (организационные) инновации представляют собой новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.
Приведем следующие примеры управленческих инноваций: разработка повой или значительно измененной стратегии; внедрение современных методов управления организацией (на основе информационных технологий)[1]; внедрение новых организационных структур[2]; нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг; внедрение современных систем логистики и поставок сырья; создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок; реализация мер по развитию персонала; реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств; передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг).
В настоящее время в отечественной практике наибольшее распространение получило применение систем контроля качества, сертификации продукции, развитие маркетинговых служб, а также внедрение современных методов управления на основе информационных технологий.
В литературе применяются и другие классификации инноваций.
По тину новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
• инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
• инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
• радикальные (базовые);
• улучшающие;
• кодификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из Научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
• технологические;
• производственные;
• экономические;
• торговые;
• социальные;
• в области управления.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин. Он классифицировал инновации по следующему ряду признаков.
По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
По охвату:
• локальные;
• системные;
• стратегические.
По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций.
Под инновационной деятельностью понимают вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности[3].
В настоящее время выделяют следующие основные виды инновационной деятельности:
• исследования и разработки;
• инструментальная подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса;
• производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
• приобретение овеществленных технологий – машин и оборудования, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических и прочих инноваций;
• приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий (договоров) на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, раскрытия ноу-хау, а также услуг технологического содержания, приобретение программных средств, связанных с осуществлением технологических инноваций;
• обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;
• маркетинговые исследования[4].
Современные предприятия промышленности отдают предпочтение приобретению овеществленных технологий - машин и оборудования. Недостаточное внимание уделяется выполнению исследований и разработок, приобретению неовеществленных технологий.
Следует отметить низкую инновационную активность отечественных предприятий, особенно малых предприятий промышленного производства, что не соответствует мировой практике. Ведь в условиях индивидуализации производства именно малые предприятия обеспечивают освоение и выпуск мелкосерийной инновационной продукции.