Вместо заключения

Реклама прошла сложный и долгий путь от примитивных вывесок и речей городских глашатаев до современных технологий ее создания и распространения с учетом рыночных факторов, поведения потребителей, особенностей восприятия. Обо всем этом подробно рассказано в этой книге. Читателям предлагаем вопросы для самостоятельного размышления и изучения. Думается, что представленный материал будет усвоен, но, несомненно, возникнут вопросы, также волнующие и авторов. Один из них: "Как будет развиваться реклама дальше?"

Однако мы намеренно не хотели идти по пути, по которому уже пошли многие, размышляя о будущем рекламы. Предрекаются революционные изменения, негаданные новшества, фантазийные ситуации. Надеемся, что изменения будут, но не резкие, не революционные. Каждая новая технологическая платформа распространения информации и рекламы вызывала в обществе дискуссии. С появлением телевидения предполагалось, что исчезнут печатные СМИ. Интернет опять возвратил людей к подобным размышлениям. И хотя сегодня посетителей интернет-версий отдельных газет больше, чем читателей обычных газет, мы все же не склонны делать из этого далеко идущие выводы. Понятно, что Интернет меняет медиапредпочтения и медиапотребление, как когда-то изменило их телевидение. Но, на наш взгляд, речь идет лишь о расширении возможностей.

Современные технологии позволяют создать необычную рекламу. Однако эта необычность - лишь надстройка над известным и привычным. Можно возвести очень красивое здание, по у него все равно будет фундамент, пусть из самых нестандартных материалов и сложенный нестандартным способом. Так и с рекламой. Она может быть яркая, креативная, нестандартная, но цель ее - быть воспринятой и понятой.

Авторов можно обвинить в консерватизме, но мы сами склонны оправдывать его нежеланием излишне фантазировать, пониманием и анализом сложившейся практики. Надеемся, что и читатели примут и поймут эту позицию.