Категория вида
Вид – это грамматическая (морфологическая) категория, указывающая на наличие или отсутствие предела в развитии действия, выражающаяся в противопоставлении глаголов совершенного и несовершенного вида и служащая для выражения семантических функций глагола, проявляющихся в характере протекания процессуального признака (способах глагольного действия).
Под пределом понимается некая граница в развитии действия. Глаголы несовершенного вида указывают на отсутствие этой границы, ср.: читать, ходить – длительное действие, указание на незавершенность. Такие глаголы образуют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее. Глаголы совершенного вида обозначают действие с наличием предела. Данный предел может быть конечным рассказать, уйти, сделать); начальным (запеть, загово
рить); кроме того, начальная и конечная границы могут совпадать в одном моменте (крикнуть, стукнуть, взмокнуть).
Четко выраженных формальных показателей у глаголов совершенного и несовершенного видов нет, но соотношения суффиксов могут характеризовать глагол того или иного вида. Например, суффиксы -ыва-/-ива-, -оева-/-ева- характерны для глаголов несовершенного вида: выписывать, диктовать и т.п.; суффикс -ну– для глаголов совершенного вида: крикнуть, стукнуть и т.д. (исключение – вянуть).
Категория вида охватывает все глагольные формы и оказывает определенное влияние на морфологические свойства глагола и его парадигматику. Данная категория взаимодействует с рядом грамматических категорий:
а) с категорией наклонения – глаголы совершенного вида не допускают собственно-повелительной формы с отрицанием (нельзя говорить: Не напиши!), но в разговорной речи употребляются выражения типа: Не прочитай я этой статьи, не узнала бы о происходящих в стране событиях;
б) с категорией времени – глаголы несовершенного вида имеют три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее сложное); глаголы совершенного вида – две формы времени (прошедшее и будущее простое). Данная связь вида и времени обнаруживается и в результате образования неспрягаемых форм глагола – причастия, деепричастия.
Категория вида – одна из самых сложных и противоречивых категорий глагола, имеющая определенное значение и формально-морфологические показатели. Данная категория изучается отдельной лингвистической отраслью – аспектологией[1].
Наиболее характерным для категории вида является соотносительность (корреляция); глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару[2].
Видовая пара – это два глагола разных видов, но одного и того же значения; писать (несов. в.) – написать (сов. в.). Ср.: писать – переписать, подписать и т.д. – не видовая пара, поскольку присоединение префикса (приставки) меняет не только вид глагола, но и его лексическое значение (область словообразования); переписать – переписывать, подписать – подписывать – видовая пара (видообразование). Приставки, которые меняют вид глагола, не меняя его лексического значения, называются чистовидовыми (.грамматикализованными, формообразующими); в таком значении может выступать почти каждая приставка. Словообразующими называются приставки, которые меняют и лексическое, и грамматическое (видовое) значение (нужно отметить, что в русском языке нет приставок, выражающих только грамматическое значение).
Видообразование (формирование видовой пары) включает имперфективацию и перфективацию.
Имнерфективация – это способ образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Основным средством имперфективации выступает суффикс (-ива-, (-ыва-), -ва-, -а-): рассказать – рассказывать, накопить – накапливать, узнать – узнавать, встретить – встречать и др.
Перфективация – способ образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок или суффикса (-ну-); дергать – дернуть, вздыхать – вздохнуть и т.д.
При видообразовании глагольной пары используется несколько способов:
– суффиксация (расспросить – расспрашивать, застрять – застревать, узнать – узнавать, подрасти – подрастать и т.п.);
– cмена суффикса (накаливать – накалять, обучить – обучать и т.п.);
– префиксация (гнать – загнать, бежать – выбежать, писать – написать и др.);
– чередование в корне (назвать – называть, разобрать – разбирать и т.д.);
– cмена ударения (насы́пать – насыпа́ть, разре́зать – разреза́ть и пр.);
– супплетивное образование (говорить – сказать, брать – взять и др.)[3].
Видообразование, с одной стороны, сходно со словообразованием, поскольку использует те же средства – морфемы, а с другой стороны, с формообразованием, так как образуются не новые слова, а формы, соотносительные по виду. В толковых словарях даются оба глагола (видовая пара), однако лексическое значение представлено у одного глагола, а значение второго раскрывается через значение первого[4]. Возникают ступени видообразования. от глагола одного вида (например, несовершенного) образуется глагол совершенного вида (первая ступень), затем глагол несовершенного вида (вторая ступень) и т.д. Ср.: читать (несов. в.) – прочитать (сов. в. – первая ступень) – прочитывать (несов. в. – вторая ступень). В пределах видовой цепи наблюдаются факты форма- и словообразования, ср.: мести (несов. в.) – замести (сов. в. – словообразование) – заметать (несов. в. – формообразование) – позаметать (сов. в. – словообразование).
Глаголы, имеющие видовую пару, называются парными по виду (писать – написать и др.). Некоторые глаголы в силу их лексических значений не способны образовывать видовую пару; они называются одновидовыми (сожалеть, сиживать и пр. – несов. в.; грянуть, хлынуть, полежать и др. – сов. в.). Считается, что большинство глаголов движения (ехать, бежать и т.п.) – одновидовые, так как употребление их с приставками носит оттенок нового лексического значения.
Одновидовыми считаются только такие глаголы, которые не могут образовать видовую пару. Двувидовые глаголы в одной и той же форме в зависимости от контекста могут быть как совершенного вида, так и несовершенного вида. Например: образовать, организовать, автоматизировать, женить, крестить и пр. (глаголы с суффиксами -ова-, -ирова-, изирова- и т.п., глаголы церковнославянского происхождения и с исконно русской основой). Ср.: Эта кривая образует замкнутую линию (образует – несов. в., наст, вр.) – Он образует здесь секцию (образует – сов. в., буд. вр.).
Двувидовые глаголы имеют определенную систему форм. Вид таких глаголов может быть установлен по некоторым формам, которые свойственны определенному виду. Например, сложная форма будущего времени всегда несовершенного вида: Я использую этот материл (использую – наст. (несов. в.) и буд. прост. вр. (сов. в.) – Я буду использовать этот материал ((буду) использовать – буд. сложи, вр. (несов. в.)). Контекст поддерживает категорию вида. Двувидовые глаголы в некоторых случаях могут получить материально выраженную видовую пару, но появление такой пары не лишает глагола его двувидовости, например:
– префиксальное образование: фотографировать – сфотографировать (разг.), консультировать – проконсультировать (разг.) и пр.;
– суффиксальное образование (организовать – организовывать, образовать – образовывать и т.п.);
– образование путем ударения (родили́ – роди́ла).