Как составить бизнес-план
На экономических факультетах и факультетах менеджмента студентам часто предлагается выполнить задание по написанию курсовой или дипломной работы в виде бизнес-плана создания, развития какого-либо предприятия либо направления деятельности
Бизнес-план представляет собой документ, который включает в себя цели и задачи, которые необходимо достичь, а также способы их достижении. Бизнес-план включает в себя подробное описание идеи проекта, препятствий, которые могут встретиться на пути ее реализации и затраты на ее осуществление. Главная задача бизнес-плана - продемонстрировать правильную организацию денежных средств при реализации проекта.
Важно, чтобы бизнес-план был направлен на создание предприятия или направления деятельности, которое действительно будет рентабельно и необходимо в современных условиях хозяйствования. Поэтому предварительно перед выбором темы для бизнес-планирования необходимо провести работу по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Согласитесь, будет обидно составить бизнес-план организации, услуги которой никому не нужны.
ОГЛАВЛЕНИЕ бизнес-плана, как правило, стандартно. Основными разделами такой работы являются следующие:
1. Общий раздел или резюме бизнес-плана, который включает в себя данные о предприятии или проекте, цель проекта, стоимость проекта, необходимость в финансах, ссылку на конфиденциальность1. Для нового предприятия важно указать организационно-правовую форму собственности.
2. Краткое описание бизнеса, которое включает в себя характеристику отрасли, конкурентов, поставщиков, потребителей, предприятия, его продукции, имиджа, рыночной позиции. Следует выявить основные характеристики товаров или услуг, их отличительные качества по сравнению с товарами (услугами) конкурентов.
3. Характеристика проектируемого вида работ и продукции, обоснование выбора. В ряде случаев необходимо привести описание правовой защиты продукции (наличие лицензии, сертификатов, права собственности на патенты, товарные знаки и т.д.).
4. План маркетинга и деятельности по связям с общественностью, включающий в себя разработку ценовой, сбытовой, рекламной политики, выбор методов стимулирования продаж, план РR-кампаний. В данном разделе необходимо определить методы ценообразования, выбрать систему распространения товара, рекламные носители.
5. План организации производства, который содержит информацию о планировании производственного процесса, закупок и размещения оборудования, выбор источников поставки материалов, рабочих кадров. Планируя объем сбыта продукции, следует отразить прогнозные объемы продаж по сегментам рынка. Предлагается первый год работы предприятия или развития направления деятельности спрогнозировать по кварталам, второй - по полугодиям, далее прогноз осуществляется в целом на год. Следует рассчитать, сколько сырья и материалов потребуется на один производственный цикл, указать, какой транспорт будет необходим для доставки сырья, готовой продукции, материалов.
6. Планирование структуры управления и управления персоналом. Здесь важно определить необходимую численность персонала, его квалификацию, уровень образования.
7. Финансовый план, включающий в себя планирование объемов реализации продукции в денежном выражении по годам, составление прогнозного баланс, определение стратегии финансирования. Очень важно в финансовом плане продемонстрировать направления вложения средств и график их возврата. В этом заключается главная ценность бизнес-планирования. Изложение информации об источниках финансирования проекта целесообразно в виде табл. 6.
Другим важным моментов в бизнес-планировании выступает обоснование расходов на реализацию проекта (табл. 7).
Таблица 6. Пример оформления таблицы для приведения информации об источниках финансирования проекта
Наименование источника |
Сумма, руб. |
Собственные средства |
|
Привлеченные средства в виде беспроцентных поступлений |
|
Привлеченные средства в вил с кредита Посту пленим от реализации продукции |
|
ИТОГО |
Источник: авторская разработка.
Таблица 7. Направления расходования средств
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Затраты, связанные с открытием собственного дела (подготовка документов, регистрация) |
|
Организационно-технические затраты: |
|
аренда и ремонт помещения |
|
оборудование и инструменты |
|
материалы и сырье |
|
закупка мебели |
|
телефон |
|
реклама |
|
транспортные расходы |
|
заработная плата персоналу до получения прибыли и начисления на нес |
|
непредвиденные расходы |
|
Всего |
Источник: авторская разработка.
8. Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности и рисков. Важно сделать расчет годовой прибыли (чистого дохода). Для торгового предприятия целесообразно определить объем товарооборота, при котором коммерческая деятельность является целесообразной.
Приведем вариант содержания бизнес плана в работе.
Глава 1. Особенности бизнес-планирования на предприятии.
Глава 2. Бизнес-план...
2.1. Резюме проекта.
2.2. Виды услуг.
2.3. Рынки сбыта товара (услуги).
2.4. Конкуренция на рынках сбыта.
2.5. План маркетинга.
2.6. План производства.
2.7. Организационный план.
2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
2.9. Оценка риска и страхование.
2.10. Финансовый план.
2.11. Стратегия финансирования.
Таким образом, составление хорошего бизнес-плана демонстрирует то, что студент обладает необходимыми знаниями не только в теоретической, но и в прикладной сфере. Умение составлять бизнес-планы необходимо не только в учебе, но и в профессиональной деятельности.