Как формируется базовая модель реструктуризации?

Высокая зависимость проведения реструктуризации компании от ее внутренних индивидуальных параметров обуславливает отсутствие единого подхода, программы действий в рамках реструктуризации. Реструктуризация может рассматриваться как масштабный бизнес-проект по преобразованию компании и, соответственно, включать несколько крупных этапов (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Этапы проведения реструктуризации

Этап

Основные действия

1. Комплексная оценка внешней и внутренней среды компании

Оценка стратегии, миссии, целей организации

Анализ макроэкономических факторов, сегментов рынка, конкуренции

Определение сильных и слабых сторон организации, потенциала рынка и угроз внешней среды методами PEST- и SWOT-анализа, выделение ключевых факторов успеха

Организационно-управленческий анализ (структуры, функций, методов управления, организационной культуры, кадрового потенциала)

Финансово-экономический анализ, включающий оценку стоимости бизнеса

2. Разработка стратегии и программы (проекта) реструктуризации

Выделение приоритетных направлений деятельности и ключевых факторов успеха

Разработка сценариев альтернативных вариантов реструктуризации и их комплексная оценка

Разработка программы и бизнес-плана реструктуризации, оценка необходимых для его реализации ресурсов

Формирование команды, ответственной за исполнение проекта

Составление графика реализации проекта с указанием ответственных лиц

Определение первоочередных организационных шагов

Формирование перечня целевых показателей – параметров оценки функционирования реструктурированных бизнес-единиц и всей компании

3. Проведение реструктуризации в соответствии с разработанной программой

Реструктуризация имущества (активов)

Реструктуризация капитала (пассивов)

Реструктуризация финансовой деятельности

Реструктуризация управления

Реинжиниринг бизнес-процессов

Сопровождение проекта реструктуризации (мониторинг, контроль, управление изменениями, анализ промежуточных результатов)

4. Оценка эффективности реструктуризации

Контроль за исполнением и анализ достижения целевых показателей

Анализ полученных результатов проекта реструктуризации

Первые два этапа являются подготовительными, но имеют большое значение, так как именно здесь уточняются цели и задачи, разрабатывается концепция, стратегия и программа реструктуризации, рассматриваются различные сценарии реструктуризации. Впоследствии определяются объем и источники необходимых ресурсов, варианты преобразования бизнес-единиц, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски и задаются критерии оценки эффективности. Из нескольких вариантов выбирается тот, на основе которого разрабатывается программа конкретных мероприятий, принимающая законченный вид в форме бизнес-плана.

Бизнес-план является ключевым документом, содержащим описание мероприятий, расчет затрат и доходов по всем ключевым направлениям оздоровления компании в целом и реструктуризации в частности. Подобный план по выходу из кризиса имеет много общего с обычным бизнес-планом, который разрабатывается для создаваемого предприятия или для открытия нового направления в рамках уже существующего бизнеса. Тем не менее, необходимо понимать, что реструктуризация в целях финансового оздоровления обычно происходит на фоне низкой инвестиционной привлекательности бизнеса как объекта вложений, осложняется поиском подходящих источников финансирования. Проведение реструктуризации предполагает не только осуществление запланированных мероприятий, но и постоянный контроль над ходом процесса, который позволит в случае необходимости внести коррективы для получения желаемого результата.

Представленная модель проведения реструктуризации предполагает дальнейшее уточнение форм и методов реструктуризации, комплекса мер, связанных с преобразованиями, осуществляется индивидуально в каждом конкретном случае.