Влияние вступления России в ВТО на национальный финансовый рынок
В ходе 18-лстних переговоров России с ВТО одной из ключевых являлась проблема доступа иностранных финансовых услуг и институтов, которые их представляют, на российский финансовый рынок. Это обусловлено коммерческими интересами ведущих стран — членов ВТО — США, Евросоюза (который выступает как коллективный член в составе 27 стран), Канады, Японии, Швейцарии.
За долгие годы переговоров с ВТО Россия постепенно адаптировалась к условиям вступления в эту глобальную организацию, и российский рынок, включая финансовый, функционировал в соответствии с основными ее принципами, но с учетом национальных особенностей. Поэтому к моменту присоединения России к ВТО в 2012 г. доступ других стран па российский рынок был частично открыт. В целях защиты национальных институциональных участников финансового рынка за ними условно зарезервирована примерно половина деятельности рынка, а на второй половине они могут конкурировать с иностранными институтами.
Для повышения конкурентоспособности российских банков — участников финансового рынка в итоге переговоров с ВТО установлена максимальная доля (до 50%) иностранного участия в банковской системе России. При этом не будут учитываться иностранные инвестиции в российскую банковскую систему до 1 января 2007 г. и в капитал банков, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.
В результате переговоров с ВТО в интересах России предусмотрен запрет на деятельность "прямых" филиалов иностранных банков, т.е. их подразделений (без участия российских банков), расположенных в нашей стране и осуществляющих все или части функций этих банков.
Деятельность "прямых" филиалов иностранных страховых компаний разрешена только по истечении девяти лет переходного периода, который будет использован для повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний на российском финансовом рынке. Эти филиалы должны выполнять требования по линии лицензирования, финансовой устойчивости, внесения гарантийного депозита. Они не смогут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования госзакупок. Предусмотрена возможность применения требований к материнской компании, намеренной открыть филиал в России (опыт работы, размер активов более 5 млрд долл., наличие юридического и реального адреса в одной стране).
Квота общего иностранного участия в российской страховой системе и, следовательно, на страховом сегменте финансового рынка сохранена в пределах 50% (а в уставном капитале российских компаний, осуществляющих страхование госзакупок, — 49%).
Количественное ограничение иностранного участия на фондовом рынке не предусмотрено российским законодательством. Но в итоге переговоров с ВТО появилась возможность введения квоты участия иностранного капитала на уровне 25% уставного капитала некоторых профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом выделены его сегменты, к которым иностранные инвесторы на практике проявляли большой интерес. Речь идет о регистраторах, ведущих реестр ценных бумаг, клиринговых компаниях, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли и специализированные депозитарии. Появление возможности ограничить участие иностранных компаний создаст благоприятные условия для российских участников в случае усиления конкуренции зарубежных посредников на этих сегментах фондового рынка.
ВТО приняла во внимание также требования российского законодательства об учреждении иностранных компаний только как юридических лиц для деятельности на рынке цепных бумаг.
Присоединение России к ВТО может способствовать увеличению масштаба деятельности национального финансового рынка по мере роста объема предпринимательской деятельности, включая внешнеэкономическую, в результате снижения торговых барьеров и преодоления дискриминационных мер в отношении России.
Направления развития финансового рынка России (принятые в феврале 2013 г.) предусматривают создание пруденциального надзора и совершенствование системы санкций за нарушения в деятельности этого рынка. Международный аспект деятельности национального финансового рынка связан с формированием мирового финансового центра (МФЦ) в России.
Основные проблемы создания МФЦ. Подробный перечень задач, которые необходимо решить для достижения этой цели, содержится в государственно-управляющих документах о концепции и плане мероприятий по ее реализации. Для этого разрабатываются соответствующие основополагающие законы, необходимые для совершенствования деятельности национального финансового рынка и формирования МФЦ. В их числе законы: "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", "О клиринге и клиринговой деятельности", "О биржах и организационных торгах", "О центральном депозитарии".
Для создания МФЦ в России необходимо использовать опыт функционирования мировых финансовых центров с учетом критериев их привлекательности для иностранных инвесторов.
Оценка иностранными инвесторами российского финансового рынка в определенной степени отражена в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран (в разделе финансовых рынков), в котором Россия уступает многим развивающимся странам. При всей условности и формальном характере этого рейтинга необходимо повысить международную конкурентоспособность российского финансового рынка как важного критерия оценки степени его развития и перспектив создания МФЦ. Для достижения этой цели прежде всего необходимы дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, политическая стабильность в России. Требуется фундаментальная подготовка к формированию российского МФЦ в целях достижения его основных критериев с учетом мирового опыта.
Для формирования МФЦ важно повысить степень интернационализации деятельности российского финансового рынка в функциональных и институциональных аспектах. Для этого потребуется масштабный приток иностранных инвесторов. Для их привлечения необходимо снизить уровень их совокупных затрат, который зависит от налогообложения и стоимости услуг. Не менее важно дальнейшее улучшение инвестиционного климата, определяемого перспективами экономики, уровнем рисков, состоянием инфраструктуры.
Для создания МФЦ необходима диверсификация операций с финансовыми инструментами на российском финансовом рынке с учетом мировой тенденции трансформации реальных активов в эти инструменты в целях торговли ими. Кроме того, необходимы их концентрация и торги на российском рынке, где должны происходить их ценообразование и формирование экономических решений.
Для стимулирования притока иностранных инвесторов на российский финансовый рынок и формируемый МФЦ важно дальнейшее увеличение количества российских частных инвесторов. Пока их доля — 55%, из них 100 тыс. активных (в 2010 г.).
Привлекательность российского финансового рынка определяется наличием финансовых ресурсов в России, развитием современной инфраструктуры, торговых технологий, в частности интернет-трейдинга. Активно развивается высокоскоростная торговля финансовыми инструментами, как в мировых финансовых центрах. Брокеры размещают свои серверы в непосредственной близости к торговым серверам бирж в целях снижения задержек сигналов. Ликвидность финансовых инструментов и активность торгов (до 800 тыс. сделок в день) соответствует уровню ведущих европейских бирж.
Одним из факторов повышения привлекательности российского МФЦ, судя по мировому опыту, может стать специализация на определенных операциях и сферах деятельности.
Таким образом, формирование основных условий для создания МФЦ в России позволит ему занять достойное место в региональных и мировом пространствах.