Италия
Конституция Итальянской Республики[1] в ст. 42 предусматривает, что собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. Данные положения касаются и собственности на землю.
В соответствии со ст. 44 Конституции Италии в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, соответственно, по областям и сельскохозяйственным зонам, содействует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц, поддерживает мелкую и среднюю собственность.
Одним из оснований возникновения права собственности на землю является договор купли-продажи земельного участка. Законодательством предусмотрены нотариальное заверение договора и государственная регистрация сделки. Нотариус передает всю информацию в соответствующие государственные органы – кадастровое ведомство, регистрационную палату по недвижимости, налоговое ведомство. Регистрация права собственности занимает от 5 дней. Однако само право собственности переходит уже в момент подписания купчей. Оригинал свидетельства о собственности новый собственник получает у нотариуса[2].
Для иностранных граждан закон устанавливает запрет на покупку сельскохозяйственных земель.
Современная система землепользования сложилась в Италии в 50-е годы XX в. в результате земельной реформы. Целью реформы было увеличение властными методами новой крестьянской собственности в качестве средства устранения социальных и экономических пережитков, выражающихся в монополии па землю крупных собственников и отсутствии связи производителей с землей, так как они работали на чужой земле, что отрицательно влияло на производство сельскохозяйственной продукции[3].
Правовой базой создания крестьянской собственности стали следующие законы:
1) Закон от 12.05.1950 № 230 – так называемый Закон Сила, регулирующий осуществление аграрной реформы па плоскогорье Сила и прилегающих территориях Ионического побережья;
2) Закон от 21.10.1950 № 841 – именуемый также Урезанным законом, направленный на досрочное введение элементов аграрной реформы в определенных зонах, распространивший действие положений Закона Сила на обширные территории, подлежащие земельным преобразованиям, и учредивший государственные органы по проведению земельной реформы.
Земельная реформа проводилась в два этапа. На первом этапе осуществлялась экспроприация земельных владений, находящихся в собственности частных лиц. Критерии, лежащие в основе экспроприации, различались в зависимости от зоны вмешательства. В определенных зонах (плоскогорье Скала) экспроприации подлежали землевладения, превышающие 300 га, в других районах реформы – на основании критериев, прямо пропорционально зависящих от размера владения и обратно пропорционально – от продуктивности, исключая так называемые образцовые хозяйства, достигшие высокой степени продуктивности.
Экспроприация проводилась на основании законодательного декрета, которым утверждались ее детальные планы и устанавливалась денежная компенсация, причитающаяся собственникам экспроприированных владений, и критерии ее определения, увязываемые с оценкой землевладений в связи с налогообложением.
Органом власти, разрабатывавшим детальные планы экспроприации землевладений каждого из собственников, на которых она распространялась, являлся орган по проведению реформы. Он учреждался в каждом районе реформы. Надзор за его деятельностью был возложен на Министерство сельского и лесного хозяйства Италии[3].
На основе законодательного декрета об экспроприации землевладения передавались государственному органу по проведению реформы. В процессе передачи устанавливалось право государственной собственности в лице этого органа. Однако данное право носило сугубо временный и вспомогательный характер, так как было направлено на создание и развитие необходимых условий для приобретения земли крестьянами. Эти условия предусматривали мероприятия по переустройству и разделению на земельные участки экспроприированной собственности.
В течение предусмотренного срока, который в случае первичного переустройства и разделения на земельные участки составлял 3 года, государственный орган по проведению реформы устанавливал все землевладения, подлежащие передаче крестьянам, за исключением земель, которые использовались для размещения служб.
На втором этапе проведения земельной реформы происходила передача сельскохозяйственных земельных участков на основании специального договора.
Договор носил общий характер купли-продажи в форме передачи земельного участка в обмен на выплату его стоимости в рассрочку в течение 30 лет. Также договор содержал особые условия в связи с тем, что передача права собственности крестьянину была отсрочена во времени от момента заключения договора до уплаты последнего взноса в счет стоимости земельного участка. Стоимость земельного участка в значительной степени была выгодной для его получателя в силу действия ряда финансовых и налоговых льгот.
Основным требованием, которое предъявлялось государственными органами, ответственными за проведение земельной реформы, при предоставлении земельного участка было следующее: человек, получающий земельный участок, должен быть непосредственным производителем, т.е. обрабатывать землю собственным трудом или трудом членов своей семьи. Он должен был обладать профессиональными навыками в ведении сельскохозяйственного производства. Также предусматривались испытательный срок в 3 года с правом расторжения договора и обязанность лица, получающего земельный участок, состоять в течение 20 лет членом тех кооперативов, которые были организованы соответствующим органом. В случае нарушения этих условий собственник терял право на предоставление земли. Как испытательный срок, так и обязанность состоять членом создаваемых государственным органом кооперативов являются формой контроля, который осуществляется государством при проведении земельной реформы.
Лицу, получающему земельный участок, запрещалось его продавать в течение 30 лет кому-либо, кроме государственного органа по проведению реформы или лиц, обрабатывающих землю, по соответствующей цене, определяемой провинциальной сельскохозяйственной инспекцией, а также сдавать ее в аренду или передавать в пользование.
В случае смерти лица, получившего земельный участок, до окончательной выплаты стоимости участка предусматривался особый режим правопреемства, который, в сущности, закреплял систему единственного наследника.
Установление обязательства неделимости земельного участка одновременно было направлено на охрану целостности этого участка и на обеспечение того, чтобы землевладелец непосредственно обрабатывал участок собственным трудом и трудом членов своей семьи.
Подобная форма предоставления земли учреждала в Италии нового собственника-землевладельца, непосредственно обрабатывающего землю, принимающего на себя риск осуществления производственной деятельности, компенсирующийся прибылью.