Лекция 3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами. Вместе с тем специфика источников трудового права заключается в том, что их могут издавать и работодатели. Кроме того, локальные нормативные акты работодателя в случаях, предусмотренных ТК, принимаются с учетом мнения профсоюзного или иного представительного органа работников.

Источники трудового права обусловлены спецификой предмета правового регулирования, поскольку:

1) представляют собой совокупность актов различного уровня: от международного – до локального;

2) сочетают черты централизованного (государственного) и локального регулирования;

3) предоставляют возможность участвовать работникам (их представителям) в формировании правовых норм;

4) направлены на дифференциацию правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Таким образом, в свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений[1].

Согласно ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В настоящее время трудовое законодательство состоит из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

Под иными нормативными правовыми антами, содержащими нормы трудового права, понимаются:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

3) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, источники трудового права представляют собой четыре группы нормативных правовых актов:

1) Конституция РФ и федеральные конституционные законы;

2) трудовое законодательство;

3) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

4) коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Следует обратить внимание на иерархию источников трудового права, под которой мы понимаем расположение рассматриваемых нормативных правовых актов по их юридической силе.

Высшую ступень иерархии источников трудового права занимают ТК и федеральные законы. Нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и федеральным законам. Исходя из смысла ст. 5 ТК указанные законы обладают высшей юридической по отношению к указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Такое положение основано на положениях ст. 72 Конституции РФ о совместном правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношений Российской Федерацией и ее субъектами и тем, что такие законы непосредственно входят в трудовое законодательство РФ.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, система источников трудового права – это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.