Влияние внешней среды на процесс реализации природоохранной программы

Успех реализации природоохранной программы зависит от внешней среды (поставки ресурсов, энергия, кадры), а также от факторов развития производства на данной территории, научно-технического прогресса, развития потребностей общества в отношении окружающей природной среды и др. Факторы внешней среды можно разделить на две подгруппы: факторы среды непосредственного воздействия и факторы среды косвенного воздействия (рис. 9.12).

Рис. 9.12. Классификация факторов внешней среды

Анализ внешней среды необходим для выработки определенной стратегии реализации природоохранной программы на базе повышения ее надежности. При этом нужно учитывать как внешние благоприятные возможности, так и внешние опасности.

Такой анализ включает следующие работы: выявление факторов внешней среды; их оценка; анализ значимых факторов внешней среды (оценка изменений; определение факторов, которые представляют угрозу для реализации программы; определение факторов, которые предоставляют благоприятные возможности для достижения целей программы).

Перечисленные работы, как и весь процесс стратегического планирования, характеризуются комплексностью, сложностью и динамичностью. Глубина, точность и постоянность ведения каждой из названных работ могут обеспечить результативность анализа внешней среды природоохранной программы.

Анализ внешней среды помогает руководству программы получить необходимую информацию для прогнозирования возможностей реализации программы; составления плана на случаи непредвиденных обстоятельств (резервный план); разработки системы раннего предупреждения возможных угроз для реализации программы; разработки стратегии, которая может превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается в том, что его результаты дают возможность решить три задачи:

– определить фактическое состояние природоохранной программы;

– определить желаемое состояние природоохранной программы;

– определить действия руководства для достижения намеченной цели.

Важнейшими способами управления надежностью и эластичностью программ являются использование рыночных экономических рычагов и финансовое маневрирование. Повышению надежности природоохранных программ способствует также расчет резервных планов.

Наряду с внешней средой на реализацию природоохранной программы оказывает влияние и изменение внутренних условий.

Свобода маневра определяется структурой программы – набором мероприятий, относящихся к различным отраслям, территориям региона и имеющим разную значимость, а также источниками и условиями финансирования.

Если вспомнить характеристики мероприятий, то последние можно группировать по локальным целям структурно-целевой модели. Каждая из этих целей характеризуется коэффициентом важности и полнотой достижения. Перераспределение средств между мероприятиями целесообразно проводить с учетом группировки мероприятий по локальным целям, поскольку это позволит учесть характеристики этих целей. Действительно, если построить схему, в которой будут представлены группы мероприятий в соответствии с локальными целями (рис. 9.13), то перераспределение средств прежде всего целесообразно провести из квадранта "низкая значимость и высокая полнота" в квадрант "высокая значимость и низкая полнота" (стрелка 1). Если возможности изъятия средств из квадранта "низкая значимость и высокая полнота" исчерпаны, то дополнительные средства следует искать в квадранте "низкая значимость и низкая полнота" (стрелка 2). Если дополнительных мероприятий для цели в квадранте "высокая значимость и низкая полнота" нет, то средства из квадранта "низкая значимость и высокая полнота" следует перераспределить в квадрант "низкая значимость и низкая полнота" (стрелка 3).

Рис. 9.13. Схема перераспределения финансовых средств между мероприятиями различных локальных целей

Теоретически – это вполне разумная схема модификаций программы в процессе ее реализации. Однако на практике такой маневр финансовыми ресурсами оказывается ограниченным в силу того, что выделяемые для выполнения конкретного мероприятия средства имеют целевой источник. Например, средства конкретного предприятия для выполнения его природоохранных мероприятий не могут быть переданы в полной мере для реализаций общегородских мероприятий, несмотря на то, что последние имеют большую значимость для региона. Перевод средств в данном случае возможен, если для более приоритетной цели предполагается выполнить природоохранное мероприятие на том же предприятии. Несколько бо́льшую свободу имеют средства, получаемые от различных фондов и бюджетов.

Но и здесь практика формирования средств из бюджетных источников зачастую приводит к сужению возможностей маневра. Это происходит из-за того, что при реальном получении средства из федерального бюджета формируются не как единая сумма, а составляются под потребности отдельных блоков программы – на улучшение состояния воды, воздуха, мероприятия по промышленности и т.д. Причем по этим блокам выделяются бюджетные средства из соответствующих министерств. В последующем перераспределение средств между целями оказывается весьма ограниченным: использование части средств федерального бюджета, направленных на улучшение водной среды, не представляется возможным, например, на социальные мероприятия.

Отсюда возникает задача оценки маневренных свойств программы, которые зависят от ее структуры и могут быть улучшены путем совершенствования формирования инвестиций.

Исходя из возможных вариантов воздействия внешних факторов, следует выделить три наиболее вероятные ситуации корректировки природоохранной программы:

– замена устаревшего (под воздействием научно-технического прогресса) первоначально включенного мероприятия другим;

– увеличение числа мероприятий, реализующих определенную локальную цель, и сокращение набора мероприятий по другой локальной цели (под воздействием социально-экономических и политических факторов);

– уменьшение числа мероприятий природоохранной программы из-за сокращения объемов финансирования.