Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Запрос к психологам, работающим в этой сфере, могут формулировать педагоги, воспитатели, родители, учащиеся, администрация. В ряде случаев сам психолог может ставить перед собой практические задачи. ОГЛАВЛЕНИЕ психодиагностической деятельности не зависит от заказчика (того, кто сформулировал запрос), но на этапе интерпретации и сообщения результатов возникает проблема перевода диагностических результатов на язык их пользователя и выработки психологических рекомендаций.
Очень условно практические задачи, возникающие в сфере воспитания и образования, можно отнести к двум классам, исходя из их главных функций — функции образования и функции воспитания. В дошкольных учреждениях в основном осуществляется функция воспитания, хотя есть и отдельные образовательные задачи, связанные с усвоением ребенком знаний об окружающем мире. Основные задачи, решаемые психологом в детском саду путем использования диагностических методик, — контроль за ходом психического развития детей, выявление тех, чье развитие отклоняется от нормального или кто имеет определенные психологические проблемы и трудности (например, повышенную тревожность, импульсивность, агрессивность, нарушение межличностных отношений и проч.). Диагностика ребенка необходима для оказания ему психологической помощи — психотерапевтической, коррекционной, помощи в социальной адаптации.
Отмеченные выше два класса практических задач будут рассмотрены в связи с функциями средней школы. В целом (огрубленно) можно считать, что образовательная функция школы обращена к познавательной, а воспитательная — к личностной сферам психической жизни ученика. Задачи, относящиеся к образовательной функции школы, в большей степени решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, критериально-ориентированные тесты). Задачи, относящиеся к воспитательной функции школы, решаются в большей степени с использованием личностной психодиагностики (опросники и проективные методики). Однако такое разделение весьма условно, как условно и выделение в целостной индивидуальности когнитивной и личностной сфер. Поэтому, например, задачи оценки школьной зрелости или выявления причин неуспеваемости требуют использования как личностных, так и когнитивных методик. Основные практические задачи, с которыми сталкивается школьный психолог и при решении которых требуется использование диагностических методик, следующие:
1) диагностика психологической готовности к школе;
2) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
3) выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности;
4) выявление учащихся, с которыми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умственного развития;
5) отбор в специальные классы и школы (с углубленным изучением некоторых предметов);
6) оценка программ и методов обучения, степени и характера их влияния на умственное развитие учащихся;
7) оценка эффективности работы школы, учителей;
8) решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и проч.);
9) профессиональная ориентация;
10) решение разнообразных проблем межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди школьников и проч.).
Таким образом, психодиагностика является непременным этапом работы психолога в сфере образования и воспитания и обеспечивает решение многих практических задач, возникающих в этой области. При этом она выполняет не только констатирующую функцию, предоставляя, например, психологу информацию об индивидуально-психологических особенностях того, кто нуждается в психологической помощи, по и является средством обратной связи, отражая происходящие с последним изменения под воздействием психологических и педагогических форм работы. Это же справедливо для диагностики групп.