Использование психодиагностики в медицинских учреждениях
Психодиагностика активно внедряется в область медицины, в частности в психиатрические и неврологические клиники. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы развиваются в рамках особых отраслей психологической науки — экспериментальной патопсихологии и нейропсихологии.
Методы психодиагностического обследования используются в клинике прежде всего в случаях, когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагностические методы позволяют уточнить медицинский диагноз. Кроме того, психодиагностика часто применяется для оценки эффективности терапии. И, наконец, психодиагностика необходима при исследовании пациентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.
Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют мало-формализованные методы диагностики — наблюдение и беседа[1]. Этими методами психолог-клиницист должен владеть в совершенстве, он должен достичь большого искусства в умении беседовать с больным, наблюдать за ним и описывать его психическое состояние. Это связано с тем, что в беседе устанавливается контакт с больным, выявляются различные оттенки его психического и физического состояния, симптомы заболевания, фиксируются его жалобы, проявления болезни, се влияние на взаимоотношения с другими людьми и проч. Манера рассказа больного, особенности его речи могут дать представление об особенностях личности больного, его характере, а такая информация может оказаться полезной для взаимодействия врача и пациента. Так, например, при эпилептоидной акцентуации характера больные рассказывают о своих жалобах неторопливо, подробно, детально, говорят о самых несущественных мелочах и при этом не любят, чтобы их прерывали, считая это проявлением невнимательности врача, его низкой квалификации. При истероидной акцентуации в рассказах о своем заболевании наблюдается претенциозность и театральность в описании жалоб, излишняя аффектация и стремление поразить окружающих своей необычностью и исключительностью. При психастенической акцентуации у больного сразу за жалобами, а иногда и вместо них следуют пространные рассуждения о природе болезни, ее причинах, свои гипотезы и проч.
Наблюдение, как и беседа, занимает первостепенное место при психодиагностическом обследовании больных, оно сопровождает другие методы исследования. Вообще, наблюдение очень важно для клинического психолога, однако в клинике сложно соблюсти все требования, предъявляемые к этому методу. Но обязательно нужно стремиться к длительному наблюдению, наблюдению в разных ситуациях (при осмотре специалистами, при свидании с родными и проч.). Диагност должен постоянно следить за собой, не допуская предвзятости оценок. Следует помнить о возможных симуляции и диссимуляции со стороны больного.
Однако психолог-клиницист не может ограничиться использованием только методов беседы и наблюдения, они обязательно дополняются экспериментальным исследованием, дающим более точную информацию о пациенте.
При экспериментальном исследовании больному предлагают выполнить ряд заданий, направленных на диагностику отдельных психических функций. Анализ выполнения является системным, учитывающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т.е. к нарушению других процессов, связанных с нарушенным. Фиксируются и самые общие элементы структуры деятельности, такие как активная ориентировка в материале, целенаправленность, критичность. Проводится качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение испытуемого в момент диагностирования, выявляются типы ошибок.
При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройств психики могут иметь свой собственный, иногда очень сложный механизм развития; причина каждого симптома может быть очень различной, она не задана, не предопределена самим поражением мозга. Любая исследуемая функция может быть нарушена по самым разным основаниям, и задачей психодиагноста является выявление причин и механизмов возникновения нарушений.
Для достижения этой цели в клиническом консультировании экспериментальное исследование проводится с соблюдением особых принципов, среди которых простота инструкции (отработанная), тщательность протоколирования опыта, видоизмененная мотивировка заданий, направленность на качественный анализ выполнения и др. Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда методик, выбор которых определяется клинической задачей и состоянием пациента.