Влияние вида управления на оценку бизнеса
В ОАО владение и управление разделены практически всегда. Вследствие этого интересы владельцев и интересы управляющих могут прийти в противоречие (конфликт интересов). Например, имея целью попасть в соседнюю преуспевающую фирму, топ-менеджер "задирает" коэффициент отдачи на собственный капитал часто за счет качества продукции, что противоречит подлинным интересам собственников. Возможны инсайдерские операции. Директорат же может направлять чистую прибыль исключительно на развитие производства и не выплачивать дивиденды акционерам.
Чтобы избежать конфликта интересов, на Западе изобретен и используется ряд программ, позволяющих заинтересовать и удержать штат высшего менеджмента через вовлечение его в участие в качестве собственника (премирование пакетами акций), выплату дополнительного вознаграждения (бонусы, аренда жилья и автомобиля, престижные туристические путевки), предоставление беспроцентных кредитов и пр.
В закрытых акционерных обществах владение и управление могут оказаться совмещенными, т.е. интересы собственников и управляющих – совпадающими.
По виду управления можно выделить два основных типа закрытых компаний: управляемых лично владельцем контрольного пакета акций; управляемых приглашенным менеджером.
Наиболее распространенной разновидностью компаний закрытого типа является частное предприятие, учрежденное и управляемое одним или несколькими лицами, семьей или товариществом, – так называемый малый бизнес. Его функционирование во многом зависит от личных качеств владельцев, которые непосредственно участвуют во всех сторонах деятельности предприятия.
К этой категории относится большинство мелких, узкоспециализированных фирм, таких как брокерские конторы по торговле недвижимостью, страховые агентства, медицинские и юридические фирмы, предприятия оптовой и розничной торговли, склады, фаст-фуды, бензоколонки, прачечные, парикмахерские.
С сомнительным успехом можно определить понятие малого бизнеса в терминах объемов продаж и активов, величины собственного капитала предприятия или количества наемных работников. Для целей оценки более важным фактором является степень участия в управлении бизнесом его владельца (владельцев), а нс то, насколько мало или велико само предприятие.
Компании, управляемые владельцами[1]. Такие компании на рынке обычно оцениваются исходя из стоимости их материальных активов плюс некоторая надбавка за репутацию фирмы (стоимость гудвилла), если производится оценка текущего использования, либо с помощью формулы отраслевого мультипликатора[2], применимой для данной отрасли бизнеса при его рыночной оценке. В формуле обычно учитывается валовая выручка и чистая прибыль, включая заработную плату владельцев.
Хотя величина доходов является важной и должна учитываться, обычно этот фактор считается второстепенным, поскольку подразумевается, что владелец-управляющий сам регулирует его величину. Кроме того, очень часто владелец не проводит различия между прибылью от бизнеса и своей заработной платой. Поэтому-то покупатель такого бизнеса акцентирует свое внимание именно на активах (за вычетом предполагаемых обязательств) или на валовой прибыли, считая, что уж он-то сможет внести необходимые изменения в управление и улучшить положение дел.
Компании, управляемые профессиональными менеджерами[3]. Это предприятия, расширившие свою деятельность до такой степени, когда владелец уже не в состоянии сам эффективно контролировать многие аспекты функционирования. Появляется необходимость в привлечении управленческого персонала, имеющего лишь небольшую долю участия в предприятии (акции) либо не имеющего ее вовсе. Акцент в деятельности такой фирмы делается на максимизацию доходов (валовых поступлений и прибыли) фирмы помимо дохода (заработной платы) владельца. В этом случае большое внимание уделяется финансовой устойчивости предприятия. Личность владельца отходит на второй план. При оценке этой категории предприятий работа оценщика усложняется. Больше внимания следует уделить доходному потенциалу компании, применить несколько подходов одновременно, т.е. провести тестирование рыночной стоимости несколькими способами.
Следует отметить, что существуют некоторые фирмы, которые имеют характерные особенности, присущие как одной, так и другой категории предприятий. Оценка предприятий такого типа может включать в себя применение комбинации описанных выше приемов.