Инвестиционный потенциал торговой отрасли и эффективность его использования
В настоящем параграфе мы остановимся только на показателях, связанных со стоимостными характеристиками инвестиционного потенциала торговой отрасли и динамикой показателей эффективности их использования. В период 2000–2011 гг. основная доля инвестиций приходилась на инвестиции в основной капитал (более 98%). Инвестиции в другие нефинансовые активы, затраты на исследования и разработки и инвестиции в объекты интеллектуальной собственности суммарно не превышали 2%.
В табл. 18.7 и 18.8 представлены сведения об инвестициях в основной капитал торговой отрасли за период 2005–2011 гг.
Таблица 18.7
Инвестиции в основной капитал в торговой отрасли России
Показатель |
Годы |
2011 г., % к 2010 г. |
Среднегодовой темп роста, % |
||||
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. Инвестиции в основные фонды экономики РФ – всего, млрд руб. |
3611 |
6716 |
7976,0 |
9152,1 |
10776,8 |
117,75 |
119,99 |
1.1. Из них инвестиции в основной капитал торговой отрасли, % |
3,6 |
4,3 |
3,3 |
3,7 |
3,2 |
- |
- |
в сумме, млрд руб. |
129,1 |
288,8 |
263,2 |
338,6 |
344,9 |
101,86 |
117,66 |
1.1.1. Торговля автотранспортными средствами, млрд руб. |
14,45 |
33,6 |
39,9 |
45,8 |
43,1 |
94,10 |
119,98 |
% к п. 1 |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
- |
|
1.1.2. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, млрд руб. |
75,8 |
147,8 |
119,6 |
146,4 |
150,9 |
103,07 |
112,16 |
% к п. 1 |
2,1 |
2,2 |
1,5 |
1,6 |
1,4 |
- |
- |
1.1.3. Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, млрд руб. |
39,7 |
107,4 |
103,7 |
146,4 |
150,9 |
103,07 |
124,93 |
% к п. 1 |
1,1 |
1,6 |
1,3 |
1,6 |
1,4 |
- |
- |
Таблица 18.8
Динамика источников инвестиций в основные фонды торговой отрасли
Показатель |
2005 г. |
2007 г. |
2010 г. |
Среднегодовой темп роста, % |
1. Основные фонды торговой отрасли РФ (полная учетная стоимость), млрд руб. |
5906 |
6176 |
11 092,3 |
113,43 |
2. Инвестиции в основной капитал торговой отрасли, млрд руб. |
129,1 |
288,8 |
338,6 |
121,27 |
3. Источники финансирования инвестиций |
||||
3.1. Собственные средства: в сумме, млрд руб. |
58 |
120 |
244,1 |
133,30 |
% к п. 2, |
44,6 |
41,5 |
72,1 |
|
в том числе: 3.1.1. Амортизация в сумме, млрд руб. |
27,2 |
52,3 |
75,2 |
122,55 |
% к п. 2 |
20,9 |
18,1 |
22,2 |
|
3.1.2. Прочие собственные средства: в сумме, млрд руб. |
30,8 |
67,6 |
168,9 |
140,54 |
% к п. 2, |
23,7 |
23,4 |
49,9 |
- |
в том числе: 3.1.2.1. Прибыль реинвестируемая: в сумме, млрд. руб. |
26,4 |
57,5 |
н/д |
- |
% к п. 2 |
20,3 |
19,9 |
- |
- |
3.2. Привлеченные средства: в сумме, млрд руб. |
72 |
169 |
94,5 |
105,58 |
% к п. 2, |
55,4 |
58,5 |
27,9 |
|
в том числе: 3.2.1. Кредиты и займы: в сумме, млрд руб. |
18,2 |
45,0 |
н/д |
- |
% к п. 2 |
14,0 |
15,6 |
Мы видим, что до начала кризиса 2008–2009 гг. инвестиции в сумме росли и увеличивалась их доля в общем объеме инвестиций. В источниках финансирования инвестиций доля собственных средств торговых предприятий выросла, а доля привлеченных средств сократилась к 2010 г. почти вдвое. В структуре собственных средств доля амортизации незначительно выросла, доля прочих собственных средств растет быстрее.
В табл. 18.9 приведены значения показателей эффективности использования инвестиционных ресурсов торговой отрасли. При этом учтен тот факт, что инвестиции предполагают некоторый временной промежуток между моментом начала инвестирования и получением отдачи от инвестиций. В отличие от оборотного капитала, который оборачивается в течение финансового года несколько раз, инвестиционные ресурсы вкладываются в проекты, которые могут реализовываться не один год. Поэтому в расчетах экономической эффективности инвестиций мы сопоставили сумму прибыли, полученной в текущем году, с инвестиционными затратами предыдущего года. В результате мы получили коэффициент, характеризующий прибыльность инвестиционных затрат, произведенных в предыдущем году. Такой подход может считаться корректным при условии, что срок окупаемости большинства проектов, реализуемых в отрасли, не превышает двух лет. Более точные расчеты возможны только при наличии подробной информации о продолжительности и условиях инвестирования.
Таблица 18.9
Динамика показателей эффективности использования инвестиций торговой отрасли
Показатель |
2005 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2010 г., % к 2005 г. |
Среднегодовой темп изменения, % |
1. Чистая прибыль торговой отрасли РФ, млрд руб. |
399 |
641 |
791 |
1095,0 |
274,44 |
122,37 |
2. Инвестиции в основной капитал торговой отрасли, млрд руб. |
130,0 |
288,8 |
323,5 |
338,6 |
260,47 |
121,10 |
3. Экономическая эффективность инвестиций, коэффициент (и. 1/п. 2) |
- |
3,873 |
2,739 |
3,016 |
77,88* |
95,12 |
* 2010 г., % к 2007 г.
В розничной торговле в 2008–2010 гг. основными направлениями инвестирования средств были: обновление и модернизация оборудования (на это направляли денежные средства около 30% предприятий, осуществлявших инвестиции), увеличение торговых и складских помещений (12–15%) и открытие филиалов (7–8%).
Помимо приведенных в табл. 18.9 расчетных значений показателей для характеристики результатов инвестиционной деятельности применяются следующие показатели:
• валовое накопление (в соответствии с методологией системы национальных счетов включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей);
• удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП;
• ввод в действие основных средств по полной учетной стоимости;
• коэффициент обновления основных средств (в постоянных ценах).
Перечисленные показатели характеризуют состояние и динамику изменения одного из главных элементов экономических ресурсов отрасли – материальных ресурсов, объединяющих основной и оборотный капитал. В табл. 18.10 приведены значения показателей, отражающих накопление основного капитала и обновления основных средств.
В целом по России валовое накопление основного капитала к 2010 г. приблизилось к одной пятой объема ВВП, причем в 2009 и 2010 гг. произошло заметное снижение показателя относительно уровня 2008 г. В постоянных ценах накопление основного капитала в российской экономике в 2010 г. составило только 75% от уровня 2008 г. При этом сокращение ввода в действие основных средств в торговой отрасли было не столь значительным: в 2010 г. их было введено в действие всего на 4% меньше, чем в 2008 г. Валовое накопление основного капитала в торговой отрасли в 2000–2010 гг. находилось в пределах 3–4% общего объема валового накопления основного капитала.
Таблица 18.10
Динамика показателей результатов инвестиционной деятельности торговой отрасли России
Показатель |
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Среднегодовой темп изменения, % |
1. Валовое накопление, млрд руб. |
1365,7 |
4338,7 |
10 526,1 |
7344,8 |
10288,3 |
13644,4 |
123,27 |
% к предыдущему году (в постоянных ценах) |
175,2 |
109,5 |
110,5 |
59,0 |
128,4 |
121,3 |
- |
2. Валовое накопление основного капитала – всего, млрд руб. |
1209,6 |
3836,9 |
9200,8 |
8353,2 |
9829,2 |
11 620,4 |
122,84 |
% к предыдущему году (в постоянных ценах) |
116,6 |
110,2 |
109,7 |
85,3 |
106,3 |
108,0 |
- |
3. Удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП, % |
16,6 |
17,8 |
22,3 |
22,0 |
21,8 |
25,0 |
- |
4. Ввод в действие основных средств (по полной учетной стоимости) – всего, млрд руб. |
843,4 |
2943,7 |
5744,8 |
6356,2 |
6257,9 |
н/д |
122,19 |
% к предыдущему году (в постоянных ценах), |
125,1 |
111,0 |
114,0 |
96,6 |
99,0 |
н/д |
|
в том числе ввод в действие основных средств в торговой отрасли, млрд руб. |
31,1 |
211,0 |
262,2 |
255,5 |
252,1 |
219,7 |
119,45 |
5. Коэффициент обновления основных средств в целом по экономике, % |
1,8 |
3,0 |
4,4 |
4,1 |
3,9 |
3,9 |
- |
6. Коэффициент обновления основных средств в торговой отрасли, % |
- |
6,4 |
8,6 |
7,0 |
6,8 |
6,1 |
- |