Лекция 9. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
После изучения материалов данной главы студент должен:
знать
• задачи, решаемые при проведении инвентаризации;
• объекты инвентаризации;
• случаи обязательности проведения инвентаризации;
• условия и порядок возмещения работодателю причиненного но вине работника прямого действительного ущерба;
• счета бухгалтерского учета, которые проверяются на обоснованность числящихся сумм;
уметь
• излагать общие принципы инвентаризации основных средств, материальных запасов, расчетов с кредиторами, дебиторами;
владеть
• последовательностью проведения инвентаризации и отражением ее результатов в учете;
• общими правилами отражения инвентаризации в бухгалтерской отчетности.
Ключевые термины: инвентаризация, постоянно действующая инвентаризационная комиссия, унифицированные формы документов при проведении инвентаризации, материальная ответственность работников.
Общие положения по проведению инвентаризации
Инвентаризация представляет собой периодическую проверку наличия, состояния и оценки активов и обязательств экономического субъекта. При проведении инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Задачами инвентаризации являются:
– проверка сохранности имущества путем сопоставления фактических остатков товарно-материальных ценностей с учетными данными;
– проверка состояния весоизмерительного хозяйства;
– проверка правильности хранения товарно-материальных ценностей;
– проверка полноты отражения в учете обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности).
Объектами инвентаризации независимо от местонахождения являются активы и обязательства: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы, а также финансовые обязательства (кредиторская задолженность, займы и резервы).
Требование о необходимости проведения инвентаризации закреплено в ст. 11 Закона о бухгалтерском учете. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:
– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи ценностей;
– в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации, ликвидации, преобразовании государственного или муниципального учреждения.
У инвентаризации отдельных видов основных средств имеются особенности. Например, согласно разд. 7 Приказа Минкультуры России № 1077 установлено, что проверка наличия документов библиотечного фонда производится в обязательном порядке комиссией, в состав которой входит представитель бухгалтерии:
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации библиотеки.
Установлены следующие сроки плановой инвентаризации:
– документы, имеющие в оформлении драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, – ежегодно;
– фонд редких и ценных книг – один раз в 5 лет;
– фонды библиотек до 50 тыс. учетных единиц – один раз в 5 лет;
– фонды библиотек от 50 тыс. до 200 тыс. учетных единиц – один раз в 7 лет;
– фонды библиотек от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц – один раз в 10 лет;
– фонды библиотек от 1 млн до 10 млн учетных единиц – один раз в 15 лет;
– фонды библиотек от 10 млн до 20 млн учетных единиц – один раз в 20 лет;
– фонды библиотек свыше 20 млн учетных единиц – 1 млн экземпляров в год.
Плановая проверка фонда библиотеки может осуществляться поэтапно в соответствии с графиком проведения проверки всего фонда или его части (в том числе редких и ценных книг) с определением сроков и количества планируемого объема работы.
Проверка электронных сетевых локальных документов осуществляется по количественным показателям, а также по контрольным суммам, позволяющим выявить изменения в документе.
При смене руководителя библиотеки или руководителя структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, инвентаризация библиотечного фонда или его части приравнивается к наступлению срока очередной инвентаризации.
В целом инвентаризация представляет собой трудоемкий процесс, при этом ее проведение имеет смысл, только если соблюдены все правовые и организационные условия. Так, в каждом учреждении должно быть утверждено Положение об инвентаризационной комиссии, Положение о порядке проведения инвентаризации, график проведения инвентаризации. Эти локальные акты обычно разрабатывает главный бухгалтер учреждения.
В Положении об инвентаризационной комиссии указываются принципы формирования постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее права и обязанности, количественный и качественный состав, порядок ее учреждения, а также порядок утверждения персонального состава и его изменений.
Инвентаризационные комиссии отвечают:
– за своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения и соблюдение ее порядка;
– полноту и точность внесения данных о фактическом наличии (остатках) имущества в инвентаризационные описи и сличительные ведомости;
– правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях);
– правильное и своевременное оформление результатов инвентаризации.
Кроме вышеперечисленных обязанностей руководитель может обозначить и другие обязанности членов комиссии. В эти обязанности, например, может входить оценка состояния основных средств, нематериальных и материальных запасов – как на стадии принятия па учет, так и находящихся в эксплуатации; определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов, если он не установлен применяемыми в целях бухгалтерского учета нормативными документами; определение рыночной стоимости неучтенного имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации.
Инвентаризация имущества проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой также утверждается приказом руководителя учреждения. Этот приказ может быть зарегистрирован в Журнале контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризаций (ф. 0317019), если в приказе учреждения об учетной политике будет сделана запись о необходимости такой регистрации.
Последовательность проведения инвентаризации и отражения се результатов в учете представлена на рис. 9.1.