Интерактивное учебное занятие

Применение интерактивных методов обучения требует иной, часто нестандартной организации учебного процесса. Когда применяются интерактивные методы (приемы), возникают новые – интерактивные – формы организации познавательной деятельности. И хотя урок как основная форма сохраняется, класс уже не выступает в качестве объект фронтальной деятельности учителя. Чаще всего он делится на малые группы (двойки, тройки, четверки), которые, соревнуясь между собой, активно ищут и усваивают знания. Организация учебных занятий по интерактивной схеме предоставляет учащимся некоторые преимущества: возможность усвоения знаний в процессе активной собственной деятельности; использование поддержки членов группы (или партнера) для быстрого приобретения необходимых знаний, умений; возможность максимального отстаивания собственных способов решения поставленных задач; активного вмешательства в течение дидактического процесса.

В интерактивном обучении используется множество своеобразных приемов, относящихся к мотивации, организации взаимодействия, тестированию достижений обучаемых. Познакомимся с некоторыми приемами, с помощью которых можно стимулировать интерактивное взаимодействие в классе или студенческой группе.

Приемы мотивации и организации

Ученики будут учиться лучшее, когда:

1) имеют необходимые условия для возникновения и успешного развития учебного процесса – способности, потребности, возможности;

2) имеют надлежащую мотивацию к учению. Важнейшим источником мотивации являются потребности и интересы учеников;

3) находятся в благоприятной (комфортной) среде. Это означает, что, во-первых, создан надлежащий климат учебного занятия путем его соответствующей организации; во-вторых, среда располагает к взаимодействию; в-третьих, учитель применяет шкалу трудности (начинает от простых и легких задач, постепенно переходя к более сложным заданиям); в-четвертых, педагог устанавливает положительную обратную связь, оценивает усилия, подчеркивает достижения;

4) используются методы, отвечающие различным стилям и способам обучения;

5) используются знания, умения учеников, связанные, во-первых, с имеющимся у них опытом; во-вторых, с практикой и реалиями жизни;

6) ученики ощущают, что не утратили контроль над процессом познания;

7) ученики достигают успеха, т.е., во-первых, учитель не сравнивает их достижений; во-вторых, придерживается шкалы трудности;

8) ученики имеют достаточно времени на усвоение знаний и умений;

9) ученики имеют возможности подвергнуть проверке полученные знания на практике, т.е., во-первых, немедленно проверить их эффективность; во-вторых, поупражняться, потренироваться;

10) ученики немедленно убеждаются в результатах своих усилий.

Интерактивный подход учитывает индивидуальный стиль учения, что не характерно для других методов и форм обучения. Учебный стиль – это предпочтения ученика в отношении общей атмосферы учения, положения тела, динамики, метода учения, который срабатывает лучше других. Стиль формируется на основе прошлого опыта, темперамента, физических характеристик, запаса энергии, способности концентрироваться, степени развития зрительных, слуховых, тактильных и двигательных ощущений. Поэтому при выборе интерактивной схемы организации обучения обязательно учитывают следующие обстоятельства.

1. Как хочет учиться ученик: наедине с учителем или с кем-то еще; в маленькой или в большой группе; за столом или за партой; лежа; в лекционном зале или дома, на работе, в библиотеке; на прогулке; под музыку или в абсолютной тишине; отвлекаясь; за вознаграждение или за особые привилегии, за похвалу в работе; ради самоудовлетворения или ради признания со стороны других; за похвалу во время выполнения работы. Учеников с одинаковой направленностью объединяют в малые группы.

2. Время обучения, которое предпочел бы установить ученик: 5 минут за один присест, 20 минут, 2 часа и т.д. Учитывают и то, предпочитает ли ученик устанавливать время самостоятельно или согласен с продолжительностью, установленной другими.

3. Предпочитаемый способ получения информации; из книг, от учителя, из компьютерных источников; от тех, кто лучше знает предмет; наблюдая, как используют информацию в действии; манипулируя предметами и т.д.

4. Предпочитаемый способ демонстрации собственных знаний; письменная работа, компьютерное тестирование, устный доклад, обсуждение в малой группе, выступление перед классом.

5. Предпочитаемое время учебы, рано утром, в середине дня, вечером, поздно вечером.

Организуя интерактивное обучение, обязательно учитывают принципы организации обратной связи:

• связь только положительная;

• о ней договариваются заранее, а не навязывают;

• планируется во времени;

• относится к конкретному, а не к общему;

• является скорее обсуждением, чем оцениванием;

• относится к поведению, которое получатель обратной связи может изменить;

• учитывает потребности как получателя, так и отправителя;

• обеспечивает понятность общения;

• если обратная связь организована в классе, то ученик и учитель имеют возможность вместе с группой проверить ее объективность;

• связь понятна для всех.

В интерактивном учебном занятии целесообразно сочетать обучение:

а) дедуктивное (прямое) – лекции, беседы, опросы, демонстрации и др.;

б) взаимодействующее – дискуссии с открытым ответом, работа в малых учебных группах, сотрудничающих между собой, тренинги;

в) индуктивное (основывающееся на опыте учеников) – игры (ролевые, сюжетные, развивающие);

г) самостоятельное – письменные работы, проекты, рефераты, домашние задания.

Избирая стратегию обучения, учитывают особенности различной организации познания. Педагог должен помнить, что школьник усваивает приблизительно:

– 10% того, что читает;

– 20% того, что слышит;

– 30% того, что видит;

– 50% того, что видит и слышит;

– 70% того, что проговаривает вслух;

– 90% того, что говорит и делает.

Избирая интерактивные стратегии, также учитывают возможности различных видов деятельности и методов усвоения знаний.