Интеграция субъектов природоохранной деятельности в регионе
Важным фактором эффективной деятельности предприятия в настоящее время становится формирование его устойчивых организационных, технологических и экономических связей с деловыми партнерами, занимающимися аналогичной или смежной деятельностью, а также формирование относительно постоянных инфраструктурных связей с поставщиками оборудования и материальных ресурсов, логистическими, кредитными и другими организациями. Данное обстоятельство служит причиной активного развития региональных предпринимательских кластеров (промышленных, туристических и т.п.), характерного для современного этапа развития экономики России. Это явление коснулось и природоохранной деятельности, что проявилось в форме появления природоохранных кластеров в ряде регионов нашей страны.
Природоохранный кластер – одна из форм организационно-экономической интеграции, предполагающей использование организационно-экономических схем согласования деятельности предпринимателей, занимающихся природоохранной деятельностью и сконцентрированных на территории региона.
Создание природоохранных кластеров, во-первых, определяет возможность целевого инвестирования отдельных предприятий в соответствии с общей стратегией развития природоохранной деятельности в регионе; во-вторых, обеспечивает повышение эффективности использования трудового потенциала региона как в результате создания дополнительных рабочих мест, так и вследствие роста производительности труда; в-третьих, служит предпосылкой успешного развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Поэтому формирование природоохранных кластеров не противоречит интересам региональных органов управления и может рассматриваться не только как инновационная форма экономической интеграции, но и как фактор устойчивого развития региона. Создание природоохранных кластеров в полной мере согласуется с принятой в настоящее время инновационной политикой развития регионов нашей страны.
Рационально организованное функционирование природоохранных кластеров обеспечивает возникновение положительного синергетического эффекта в процессе реализации комплексных экологических проектов и отдельных решений в области экологического менеджмента в регионе.
Разработка механизма реализации кластерной организации экологического менеджмента в регионе включает создание принципиальной модели функционирования кластера, определение состава его участников, распределение функций между ними и проектирование алгоритмов взаимодействия участников, а также обоснование структуры и полномочий центра, координирующего деятельность участников кластера.
Эффективность функционирования специализированных природоохранных кластеров, организованных в регионе, во многом зависит от того, насколько полно обеспечено решение организационных, инфраструктурных, правовых и кадровых вопросов, а также от того, насколько совершенна система информирования участников кластера.
Рассмотрим подробнее эти факторы эффективности.
1. Организационные, правовые и инфраструктурные факторы. Как показывает уже имеющийся опыт функционирования природоохранных кластеров, для обеспечения положительного влияния названных факторов на результаты деятельности его участников на первом этапе создания кластера необходимо:
• дополнить (при необходимости, разработать и принять) соответствующие региональные законодательные и нормативные акты в сфере экологического менеджмента. В законодательных и нормативных документах должны быть, в частности, подробно отражены следующие вопросы: 1) определение правового статуса природоохранного кластера и отдельных его участников; 2) правила создания специальных фондов и программ инвестирования; 3) порядок субсидирования затрат участников кластера на аренду помещений, использование измерительного оборудования, обслуживание кредитов; 4) формы и методы мотивации поддержки участников кластера консалтинговыми, юридическими и кредитными организациями и др.;
• сформировать в регионе структуру, выступающую в роли координатора внутренней и внешней деятельности участников кластера, например, создать координационный центр, налаживающий регулярное взаимодействие участников природоохранного кластера с организациями, активно поддерживающими инновационную деятельность в регионе, с венчурными структурами и общественными организациями и др.
2. Фактор информирования. Целью формирования информационной системы, обслуживающей природоохранный кластер, можно назвать обеспечение своевременности и надежности кооперационных связей между участниками кластера за счет формирования и эффективного использования информационных ресурсов.
В качестве таких ресурсов могут использоваться региональные интернет-порталы, представляющие информацию о региональных экологических проектах и методах их реализации, потенциальных инвесторах, прогрессивных технологиях в области защиты природной среды и т.п. Кроме того, следует упомянуть о роли СМИ в информировании участников кластера, а также о необходимости выпуска специализированных изданий, посвященных региональным мероприятиям и программам по поддержке природоохранных кластеров в регионе. Необходимо также формирование информационной базы, содержащей сведения о ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях. Большое значение имеет своевременное формирование базы типовых соглашений, договоров и других юридических документов, необходимых участникам кластеров для обеспечения взаимодействия, привлечения инвестиций, поиска потребителей производимой участниками кластера продукции (услуг).
3. Кадровые факторы. Задачи кадрового обеспечения успешного функционирования природоохранного кластера состоят в поиске, отборе и обучении специалистов в области управления кластерной организацией предпринимательской деятельности в регионе, в результате чего достигается соответствие профессиональной компетентности работников их должностным обязанностям.
Решение задач кадрового обеспечения возможно на основе постоянного взаимодействия структуры, выступающей в роли координатора внутренней и внешней деятельности участников кластера, с учреждениями высшего и среднего профессионального образования с целью разработки и дальнейшей корректировки учебных программ и отдельных дисциплин, развивающих знания и навыки кластерной организации природоохранной деятельности в регионе.
Кроме того, в регионе должно осуществляться последипломное обучение менеджеров, непосредственно занимающихся вопросами эффективного функционирования кластера. Целесообразна организация целевого обучения начинающих предпринимателей, занимающихся природоохранной деятельностью. Поскольку региональные органы управления являются субъектами регионального экологического менеджмента, то вопросы экономической интеграции должны быть включены в учебные программы курсов повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, что обеспечит их профессиональную компетентность при решении проблем организации и функционирования природоохранных кластеров в регионе. Это представляется важным обстоятельством, так как потенциальные преимущества создания природоохранного кластера могут быть реализованы только в результате принятия достаточно обоснованных решений региональных органов управления.
Примером кластерной организации природоохранной деятельности в регионе может быть формирование специализированного кластера предприятий, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
Необходимость внимательного отношения региональных органов управления к деятельности этих предприятий объясняется масштабом и актуальностью проблемы сбора, хранения, утилизации и переработки отходов, а возможность экономической и организационной интеграции предприятий заключается в том, что существует технологическая общность их производственной деятельности и общность законодательной базы, регламентирующей процесс обращения с отходами. Немаловажно, что у предприятий, вовлеченных в процесс обращения с отходами, существует общая ресурсная база, основу которой составляют отходы производства и потребления. Все вышеперечисленное позволяет обеспечить устойчивость системы взаимно выгодных связей между предприятиями.
Создание кластеров позволяет не только решать экологические проблемы, связанные с отходами производства и потребления, но и повышать экономические резервы региона за счет комплексного использования и переработки отходов в товарный продукт, что касается, например, строительных материалов. Заметим, что при этом расширяется налогооблагаемая база региона, и это, в свою очередь, является фактором его устойчивого развития.
Заинтересованность органов регионального управления в формировании кластера предприятий, вовлеченных в процесс обращения с отходами, определяется также и тем, что в процессе сбора, сортировки и переработки отходов производства и потребления в основном принимают участие малые и средние предприятия, в развитии деятельности и делового партнерства которых должны быть заинтересованы региональные власти. Кроме того, формирование кластера обеспечивает и возможность активизации делового сотрудничества этих предприятий с региональными органами власти, а также с научными и образовательными организациями.
Природоохранный кластер в его общем представлении включает следующие группы участников процесса обращения с отходами производства и потребления.
А. Предприятия и организации, от деятельности которых напрямую зависят объем и состав отходов, поступающих в обращение. Это те предприятия, в результате хозяйственной деятельности которых формируются производственные отходы, а также организации жилищно-коммунального хозяйства, торговли, паркового хозяйства и т.п., чья деятельность связана с появлением отходов потребления. Наличие соответствующих технологий по переработке отходов позволяет рассматривать часть отходов как потенциальные вторичные ресурсы. В этом случае речь идет о не утилизируемых отходах, к которым относятся те виды отходов производства и потребления, которые на современном уровне развития технологической базы могут быть использованы во вторичном производстве, в частности потому, что они не должны быть в обязательном порядке захоронены или уничтожены.
Б. Предприятия и организации, непосредственно вовлеченные в процесс обращения с отходами. Это, например, транспортные организации, выполняющие перевозку бытового мусора, промышленных отходов и т.п., предприятия, которые проводят работы по сортировке отходов и утилизации (захоронению) отдельной их части, а также предприятия, занимающиеся переработкой вторичного сырья с целью получения полезного продукта. Предприятия группы А – поставщики ресурсов по отношению к предприятиям группы Б.
В. Предприятия и организации, в совокупности образующие инфраструктурную среду процесса обращения с отходами. Это кредитные организации, организации, работающие на рынке труда, образовательные учреждения, поставщики технологического оборудования, консалтинговые фирмы, аварийно-спасательные службы, научно-исследовательские организации и конструкторские бюро и т.д.
Создание кластеров предприятий, непосредственно или опосредованно вовлеченных в процесс обращения с отходами, можно рассматривать как основу формирования общей региональной системы сбора отходов, успешное функционирование которой обеспечивает не только охрану природной среды, но и получение вторичных ресурсов, используемых на территории региона.
Таким образом, обобщая преимущества организационно-экономической интеграции в области экологического менеджмента, можно говорить не только об экологических, но и экономических предпосылках развития кластерной формы интеграции природоохранной деятельности в регионе.
На рис. 1.4 отражены основные векторы влияния интеграционных процессов в области природоохранной деятельности на устойчивость развития региона.
Однако, как и в любом случае социально-экономических преобразований, следует учитывать не только положительное влияние интеграции, но и возникающие в связи с ней дополнительные затраты, а также возможные риски. Так, создание природоохранного кластера неизбежно будет сопровождаться ростом затрат на управление. Это, в частности, затраты на функционирование координационных центров, создание систем информационного обеспечения, проведение дополнительных объемов аналитической работы и т.п. В результате согласования экономических интересов предпринимателей появляется риск монополизации некоторых видов природоохранной деятельности, падает уровень конкуренции, что, в свою очередь может обусловить снижение эффективности деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Эти обстоятельства, а также степень профессиональной подготовленности менеджеров к изменениям в организации природоохранной деятельности в регионе должны учитываться при принятии решения о создании кластеров.
Рис. 1.4. Создание природоохранного кластера как фактор устойчивого развития региона
Выводы к параграфу 1.3
1. При разработке экологических решений, принимаемых на уровне предприятия, должны учитываться особенности экологической ситуации в регионе. Эти решения могут считаться обоснованными только в том случае, когда они не противоречат региональной экологической политике и не выходят за пределы возможностей регионального бюджета. Такое положение является обязательным условием обеспечения сбалансированности экономических и экологических решений и достижения устойчивости развития региона.
2. Многочисленность участников процесса экологического менеджмента в регионе и многообразие (иногда и противоречивость) их интересов определяют актуальность такого принципа, как комплексность процесса регионального экологического менеджмента. Реализация этого принципа возможна на основе структурного проектирования эффективной региональной системы экологического менеджмента и формирования единого информационного пространства, обеспечивающего обоснованность и согласованность решений экологического характера, влияющих на устойчивость развития региона.
3. Сбалансированность процесса экологического менеджмента может быть достигнута путем группировки и уточнения перечня задач, решаемых в каждой из групп участников этого процесса. Перечень задач формируется для каждого уровня управления, а их актуальность определяется в зависимости от экологической ситуации в конкретном регионе. Особого внимания заслуживают организация и использование результатов государственного экологического контроля.
4. Основой сбалансированности решений, принимаемых участниками процесса экологического менеджмента, служит формирование единого информационного пространства. Базовой информацией можно считать информацию о состоянии природной среды региона, получаемую с помощью методов экологического мониторинга, результаты которого позволяют выявить наиболее активные и (или) интенсивно развивающиеся источники загрязнения природной среды и определить методы улучшения экологической ситуации на территории региона.
5. Формирование природоохранных кластеров может рассматриваться как инновационная форма экономической интеграции, развитие которой содействует повышению устойчивости региона. Существует ряд факторов, возможное влияние которых с большой вероятностью снижает эффективность деятельности природоохранного кластера или вообще делает его создание нецелесообразным в данный момент времени. К таким факторам относятся профессиональная некомпетентность работников, принимающих и реализующих решения о создании кластера, непродуманная организационная структура кластера, недостаточная мотивация потенциальных участников кластера, низкий уровень развития технической и технологической базы природоохранной деятельности в регионе.