Инструменты регулирования страховой деятельности
Наиболее распространенные инструменты, используемые регулирующими структурами в зависимости от поставленных целей, обобщены в табл. 26.3.
Таблица 26.3
Инструменты регулирования страховой деятельности
Цель |
Инструменты |
Поддержание платежеспособности страховых компаний |
– Требование к минимальному уровню собственного капитала; – правила распределения прибыли и создание резервных фондов; – требование к компетентности менеджмента компании; – требование к репутации собственника; – разделение операций по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни (общему); – правила формирования технических и математических резервов; – определение допустимых активов страховых компаний и правил их оценки; – правила инвестирования страховых резервов; – правила соответствия активов обязательствам; – требования к финансовой отчетности; – аудиторские проверки финансового состояния компании; – регулирование отношений с перестраховщиками; – ограничение максимального размера собственного удержания; – системы раннего предупреждения; – установление маржи платежеспособности; – ограничение тарифов снизу |
Обеспечение справедливости и доступности продукта |
– Ограничение тарифов сверху; – требование к публикации информации; – регулирование содержания и формы договоров страхования; – ограничение видов страхования; – ограничение издержек; – ограничение рекламной деятельности; – государственные субсидии; – требование обязательного обслуживания; – введение обязательных видов страхования; – регулирование рыночного поведения |
Стабильность рынка |
– Сбор, обработка и опубликование информации о развитии страхового рынка; – поощрение создания профессиональных объединений страховщиков; – развитие механизмов саморегулирования; – создание национальных гарантийных фондов |
Поддержка национальных страховых компаний |
– Процесс и правила лицензирования страховых компаний; – правила участия иностранного капитала; – правила работы компаний с участием иностранного капитала; – регулирование конкурентной политики; – регулирование каналов распространения (в том числе деятельности страховых посредников) |
Содействие развитию экономики |
– Принципы налогообложения; – правила инвестирования страховых резервов; – формы организации страховых компаний; – участие страховых компаний в обеспечении социальной защиты |
Основным направлением государственного регулирования является контроль и поддержание платежеспособности. Методы и инструменты регулирования платежеспособности в том или ином сочетании используются практически на всех страховых рынках.
Некоторые требования к платежеспособности предъявляются на этапе создания страховой компании. Поскольку основной гарантией надежности страховщика в случае действия неблагоприятного тренда убыточности является наличие собственного капитала, то обычно устанавливается его минимальный размер, необходимый для получения лицензии. Величина минимального уставного капитала варьируется по странам в зависимости от класса страхования. Кроме того, на стадии лицензирования могут предъявляться требования к репутации и компетентности менеджмента, а также к репутации собственника создаваемой компании. Обычно в условиях развитых страховых рынков компания не может одновременно проводить операции по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни.
В качестве мер оперативного поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации во многих случаях устанавливаются правила формирования страховых резервов; правила инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщика; правила соответствия активов обязательствам компании. Используются меры, ограничивающие размер принимаемого риска, устанавливается лимит собственного удержания и регулируются отношения с перестраховщиками. Страховщик может быть обязан направлять часть полученной в благоприятные периоды прибыли на создание резервных фондов, которые могут быть использованы в случае, если фактические убытки превысят ожидаемые, хотя зачастую максимальный размер таких отчислений ограничивается регулирующим органом.
Особое значение в системе инструментов государственного регулирования платежеспособности, а также справедливости и доступности страхования в ряде стран придается тарифной политике. В случае усиления конкуренции компании стремятся привлечь клиентов за счет низкой цены, которая не позволяет сформировать адекватные резервы, что может привести к неплатежеспособности и банкротству. Для предотвращения подобных ситуаций тарифы, применяемые страховыми компаниями, могут ограничиваться снизу. Страховщики могут устанавливать цены и выше конкурентного уровня, пользуясь неосведомленностью потребителя: в этом случае возникает необходимость ограничения тарифов сверху.
Можно выделить три вида регулирования страховых тарифов. Первый предусматривает обязательное одобрение органом надзора перед их использованием – в частности, это может быть обязательное установление тарифов или некоторого коридора их колебания. Во втором случае компания может устанавливать и применять тарифы по своему усмотрению в соответствии с существующими правилами, но при этом обязана представлять отчет о внесенных изменениях в регулирующие структуры. В третьем случае вопрос определения уровня тарифа находится полностью в ведении страховщика.
Другой способ ограничения цен – установление максимальной доли издержек и комиссионных в уплачиваемой страхователями премии. Инструменты, контролирующие долю комиссионных вознаграждений и издержки, служат решению задачи государственного регулирования по обеспечению справедливости и доступности страхового продукта.
Для преодоления существующей асимметрии информации в пользу производителей страховых услуг, а следовательно, достижения социальной справедливости на уровне страховой организации регулирующие органы контролируют следующее:
• обязательное предоставление страховщиками страхователям определенной, в том числе финансовой информации;
• защиту потребителей от недостоверной информации на основе ограничения и регламентации рекламной деятельности страховщиков;
• введение в действие единых форм договоров и ограниченного количества видов страхования.
Для обеспечения равного доступа к страхованию для различных социальных групп выполняются следующие задачи регулирования:
• непосредственное субсидирование государством наименее обеспеченных слоев населения, нуждающихся в страховом покрытии;
• введение обязательных видов страхования как основание для более жесткого регулирования, ведущего к снижению цен и к расширению круга страхователей;
• в ряде случаев обязательное требование продления или перезаключения договора медицинского страхования;
• установление различных тарифов для жителей городских, пригородных и сельских территорий. Иногда это требование дополняется установлением различных тарифов для жителей процветающих и депрессивных регионов.
Зачастую органы надзора выполняют функцию комитета по защите нрав потребителей, принимая и улаживая жалобы и претензии клиентов к страховым компаниям и регулируя таким образом рыночное поведение страховщиков.
Поддержанию стабильности рынка способствует возможность своевременного выявления и прогнозирования колебаний различных показателей функционирования рынка. Это достигается за счет статистических исследований, основанных на собираемой органами надзора базе данных по отдельным страховым компаниям и страховому рынку в целом.
В ряде стран значительную роль в создании репутации и поддержании устойчивости страхового рынка играют профессиональные объединения страховщиков и используемые ими механизмы саморегулирования. Поскольку доверие ко всему рынку может быть подорвано в результате банкротства одной компании, предусматриваются создание гарантийных фондов, использующихся для обеспечения обязательств несостоятельных страховщиков, а также передача портфеля банкрота другим участникам рынка.
Поддержка национальных страховых компаний и ограничение работы иностранных страховщиков характерно для стран с несложившимися страховыми рынками. Такая политика может выражаться как прямо – через ограничения в процессе лицензирования и продажи существующих компаний иностранным инвесторам или определения специальных условий работы, так и косвенно – через ограничение доступа к каналам распространения и сбыта. Государственная политика также может определять количество и объем операций страховых компаний, предоставлять монополию на проведение определенных (чаще всего обязательных) видов страхования уполномоченным национальным страховым компаниям.
Возможности регулирования страховой деятельности с целью развития экономики практически не ограничены. Среди наиболее очевидных выделяются принципы налогообложения, правила инвестирования и участие страховщиков в предоставлении социальной защиты населению. Использование налоговых льгот характерно для пенсионного страхования: экономическими результатами являются повышение нормы сбережения и расширение источников долгосрочных инвестиций. Правила инвестирования позволяют финансировать приоритетные с точки зрения правительства секторы экономики. Участие страховых компаний в предоставлении социальной защиты снижает нагрузку на государственный бюджет и стимулирует личную заинтересованность граждан.
Сочетание механизмов, используемых регулирующими структурами в разных странах, определяется целями регулирования, которые в свою очередь формируются на основании общих политических убеждений наиболее активных участников процесса регулирования и выбранной модели государственного воздействия на финансовый, в том числе и страховой, рынок.
Выводы по главе
Страхование является комплексным финансовым институтом, поэтому регламентирование страховой деятельности представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности.
Государственное регулирование страховой деятельности органично сочетается с тремя основными экономическими функциями государства: обеспечением эффективности, равенства, стабилизации.
Главными целями регулирования страховой деятельности являются защита прав потребителей и содействие интересам общества.
Задачи государственного регулирования страховой деятельности: контроль за платежеспособностью, обеспечение справедливости и доступности продукта, обеспечение стабильности рынка, поддержка национальных страховых компаний, содействие экономическому развитию.
Система регулирования страховых рынков на национальном и мировом уровне представляет собой совокупность институтов государственного и межгосударственного регулирования и саморегулирования.
В соответствии со структурой страховых рынков выделяются три основных типа государственного регулирования страховой деятельности:
• либеральный;
• ограничивающий рыночные механизмы;
• централизованный государственный.
В мировой практике регулирования страховой деятельности выделилось две основных модели регулирования: модель жесткого регулирования и либеральная модель регулирования страхования, каждая из которых реализуется в рамках определенной системы права – континентальной или англо-американской.
Система организации регулирования страховой деятельности отличается по странам, в то же время в соответствии с международными соглашениями достигается некоторая степень их гармонизации.
Инструменты, используемые регулирующими структурами, зависят от поставленных целей регулирования страховой деятельности.
Процесс государственного регулирования страховой деятельности определяется степенью остроты и сложности решаемых проблем, сочетание которых определяет участников процесса регулирования: политическую элиту, бюрократию, страховую отрасль, потребителей.
Структура и механизм государственного регулирования страховой деятельности определяются постановкой его цели и задач, а также выбором инструментов регулирования.