Инновационная организация
Это организация, которая имеет следующие особенности:
- функционирует на новой стадии конкуренции — стадии инноваций;
- обладает необходимым инновационным потенциалом;
- использует критерий эффективности — изменение окружающей среды к своей выгоде посредством воздействия на свое окружение;
- формирует политику, направленную на инициирование перемен, т.е. на проведение систематической инновационной деятельности, как для каждого подразделения организации, так и на каждом уровне управления.
Для уточнения объекта управления и определения понятия инновационной организации следует рассмотреть стадии цикла инновационной деятельности и выделить объект управления на каждой стадии (фазе). На рис. 23 указаны фазы цикла инновационной деятельности и соответствующие им объекты управления.
В соответствии с выделенными фазами и с существующей специализацией управление в инновационной сфере должно включать управление наукой (фаза 1), управление НИОКР (фаза 2, 3), управление инновациями (фаза 4, 5), управление инновационной восприимчивостью организаций (фаза 6), управление модификацией, совершенствованием инноваций или их плановой ликвидацией (фаза 7). Причем указанные фазы могут быть в рамках одной организации, но чаще всего организация имеет лишь некоторые фазы инновационной деятельности.
Рис.23. Объекты управления по фазам инновационной деятельности
Объектом управления на первой фазе будет процесс теоретических разработок, результатом — инновационная идея. Объектом управления второй фазы является процесс управления НИОКР, результатом — новшество. На третьей фазе объект управления — процесс разработки технического проекта, результат — опытный образец новшества. На четвертой и пятой фазах объектом управления является процесс внедрения новшества, коммерциализация инновации, результат — повышение конкурентоспособности организации. На шестой фазе объектом управления является процесс инновационной восприимчивости, результат аналогичен четвертой и пятой фазам. На седьмой фазе объект управления — процесс плановой ликвидации устаревшего нововведения, результат — сохранение конкурентоспособности организации. Вместе с тем использование инноваций (фаза 6) является непременным условием усиления конкурентоспособности организации.
Если трактовать инновации за пределами технического детерминизма, т.е. как инновации на основе знаний, информационные, социальные, организационно-управленческие, то очевидна необходимость выделения в качестве объекта управления организации именно инновационной восприимчивости организации к тем новшествам, которые являются результатом интеллектуального капитала самой организации, или инновациям, существующим во внешней среде организации.
Рассматривая в качестве объекта управления инновационную восприимчивость организаций, инновационной организацией следует называть организацию, восприимчивую к инновациям. Это позволяет рассматривать менеджмент в инновационной сфере не как функциональную область менеджмента, а как общий менеджмент, предметная область которого входит в круг интересов всех организаций, занимающихся бизнесом. Менеджмент в инновационной сфере приобретает общесистемную значимость.
Таким образом, можно сформулировать концепцию управления организацией в инновационной сфере следующим образом. В условиях агрессивной и меняющейся внешней среды успех и конкурентоспособность организации определяются, в первую очередь, приспособляемостью к внешней среде посредством учета факторов макро- и микроперемен через управление, направленное на восприимчивость к инновациям, а лишь затем внутренними факторами производства, такими, как труд, земля, капитал.