Информация и ее восприятие человеком
Динамические двусторонние отношения личность окружающая среда обеспечиваются через соответствующие аппараты входа и выхода личности как сложной системы и представляют собой иерархически обусловленную эволюцией организацию трехпотокового бытия (материального, энергетического и определяющего оба названных – информационного).
В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная, как, впрочем, энергетическая и материальная, связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
Прекращение информационной связи может вызывать различные психические аномалии, вплоть до психических заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, ОГЛАВЛЕНИЕ и структура поступающей и перерабатываемой информации[1].
В современной науке рассматриваются два вида информации[2]:
• объективная (первичная) информация – свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре;
• субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов представления и воображения и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
В бытовом смысле информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[3].
Информационная сфера – это сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с поиском, созданием, преобразованием, хранением, распространением и использованием информации[4].
Целенаправленное формирование информационных потоков, с одной стороны, является объективной общественной потребностью, с другой – представляет собой направление деятельности, результаты которой могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер для конкретного социума.
Поведение человека является результатом сочетания накопленного информационного опыта предшествующих поколений (традиции, обычаи, моральные ценности и т.д.) с приобретенными им самим знаниями в социальных институтах (школа, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив и т.д.), а также нравственных норм, личностных способностей и особенностей.
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio – получение, собирание, постижение, представление) – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств (применительно к образам представления). Восприятие – одна из психических функций, определяющих процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование чувственного образа.