Информационный ресурс
Все наличные информационные ресурсы общества можно разделить на две главные категории:
а) информацию, отражающую мир в широком смысле слова;
б) информацию, отражающую процессы труда.
Отдельные элементы обеих категорий информации (информация об окружающем мире и информация о процессах труда) соединяются в новой особой категории информации, которая определяется как социальная память, или информация общественного значения. В большей своей части этот вид информации обособлен от своих источников и может быть зафиксирован в виде документов, доступ к которым имеет либо все общество в целом, либо та или иная социальная группа или правящий класс. Вследствие постоянного усложнения общественных связей объем социальной информации растет экспоненциально.
В ходе научно-исследовательских и конструкторских работ совершается зримый процесс самовозрастания ценной научной и технологической информации. Именно эта информация сообщает функционирующему капиталу способность к расширению, не зависящую от его данной величины. Информация капитализируется, и это остановится главным направлением роста современной экономики. Вещественные элементы капитала (машины, оборудование, сырье) суть не что иное, как овеществленная информация, которая, как известно, в ходе своего потребления не растрачивается. Растрачивается лишь ее материальный остов.
Накопление человеческого капитала по своей значимости для благосостояния нации начинает оттеснять па задний план привычное, традиционное финансовое накопление. Неосязаемые инвестиции (затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), обучение, информационные услуги, проектирование, программное обеспечение), например в компаниях, производящих компьютеры и сопутствующее оборудование, всегда играли бо́льшую роль, чем вложения в вещественные элементы производства. И такой дисбаланс усиливается с каждым годом. Последние исследования показали, что в США главный источник роста производительности труда и технологического первенства – нс вложения в вещественные элементы производства, а процесс накопления технологических знаний и результатов исследований. Согласно прогнозу среди источников экономического роста США на долю повышения уровня обученности работников будет приходиться 70% расходов (остальное – на долю накопления вещественного капитала). Поэтому развитые страны тратят на создание информационной индустрии более 60% своего национального дохода. Информационный фонд мирового сообщества удваивается каждые 5–7 лет. В настоящее время наиболее важным направлением автоматизации деятельности человека в различных отраслях является автоформализация знаний, представляющая собой процесс переноса конкретных специальных знаний на машинные носители в виде алгоритмов поиска, оптимизации и автоматизации выбора знаний из баз данных и знаний.
В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной и региональной системы инноваций, а также системы непрерывного образования.
Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывает возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а значит, существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники.
Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реально развернуты массовые системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками, системы постоянного повышения квалификации.