Информационный и коммуникационный аудит
Репутационный аудит, технологии которого подробно рассмотрены выше, позволяет сделать срез общественного мнения о компании в определенный период времени, это своего рода фотография репутационного профиля организации. Однако одноразового замера уровня репутации явно недостаточно, важно оценивать репутационные активы организации в регулярном режиме. Это обусловлено тем, что современная компания может быть успешной и конкурентоспособной только в том случае, если она изо дня в день занимается управлением своей репутации, т.е. осуществляет отбор, структурирование и целенаправленное использование информации о компании, формируя тем самым вокруг нее благоприятное информационное пространство.
Поскольку сегодня миром правят информационные технологии, конкурентные преимущества в бизнесе являются в определяющей степени информационными. Грамотно выстроенные коммуникации между компанией и обществом - это главный ресурс повышения стоимости бизнеса, который ничем другим заменить невозможно. Такие задачи решаются с помощью современных информационных технологий, арсенал которых невероятно расширился и усложнился. Как уже не раз отмечалось, управление репутацией - это управление информационным пространством, сложившимся вокруг организации.
Для начала необходимо наладить регулярный мониторинг СМИ. Чем крупнее и влиятельнее компания, тем чаще она попадает в поле зрения журналистов. Для пресс-службы компании это оборачивается большой нагрузкой - приходится внимательно следить за многочисленными публикациями, а для руководителей - серьезной ответственностью за свои действия и выступления. В то же время у организации всегда есть возможность увидеть и оценить себя глазами СМИ, которые являются важнейшей целевой аудиторией и во многом - творцами се деловой репутации.
Регулярный мониторинг СМИ позволяет решать следующие важнейшие стратегические задачи:
o получать точное представление о том, где, как и почему в СМИ искажается или замалчивается информация о компании или персоне;
o повышать эффективность работы с профильным журналистским пулом;
o формулировать ключевые направления коммуникационной активности на этапе ее разработки или корректировки;
o корректировать реализуемую коммуникативную и маркетинговую политику;
o оценивать эффективность PR-деятельности компании;
o получать информацию о поведении/стратегии конкурентов на рынке.
Мониторинг СМИ позволяет провести как количественный, так и качественный анализ информационного пространства (табл. 3.5).
Вот как выглядят, к примеру, результаты качественного анализа информационного поля вокруг банка ВТБ 24, проведенного Public.ru (рис. 3.3).
Таблица 3.5
Количественный и качественный анализ СМИ
Тип анализа |
Параметры |
Методы оценки |
Количественный |
Оценка: o количества и динамики упоминаний; o охвата аудитории |
Размер аудитории Р = А ´ В ´ С, где А - количество публикаций в издании; В - тираж издания; С - количество читателей на один экземпляр издания |
Качественный |
Анализ: o контекстный; o эмоциональный. Оценка воздействия на читателей |
Тон публикаций Т = D ´ Е ´ F, где D - нейтральные публикации; Е - позитивные; F - проблемные |
Рис. 3.3. Контекстный (а) и эмоциональный (б) анализ публикаций о ВТБ 24
Рис. 3.3. Контекстный (а) и эмоциональный (б) анализ публикаций о ВТБ 24
Тематика мониторинга зависит от той цели, которую он преследует. Как правило, наибольший интерес для компании представляет медиаанализ ситуации, сложившийся на данный момент в отрасли, а также текущий образ компании в СМИ (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Тематика мониторинга
Вид мониторинга |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Отраслевой |
1. Отраслевые новости (законодательные инициативы, кадровые назначения, новые технологии и т.п.). 2. Новости основных игроков (отставки/назначения, новые предприятия/филиалы, конкуренты, новые продукты и т.п.). 3. Аналитические обзоры / экспертные мнения |
PR-деятельности |
1. Исследование текущего образа компании/продукта/бренда в СМИ: o доминирующие информационные поводы; o основные ньюсмейкеры; o оценка деятельности компании в СМИ (журналисты, потребители, эксперты). 2. Анализ имиджа конкурентов: o доминирующие информационные поводы; o основные ньюсмейкеры; o оценка деятельности компании в СМИ (журналисты, потребители, эксперты). 3. Формирование/корректировка имиджа компании/продукта/бренда в СМИ. 4. Оценки эффективности PR-деятельности |
Не менее важно определить, какие сферы деятельности компании охватывает мониторинг, поскольку внутренняя и внешняя коммуникационная среда компании существенно различаются и имеют разные параметры медиаисследования (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Мониторинг СМИ. Внутренняя и внешняя среда
Среда |
Тематика |
Внешняя |
Отраслевой мониторинг, бенч-маркетинг, конкуренты |
Внутренняя |
Продукция, участие в выставках, конференциях, получение кредитов, новые соглашения о деловом сотрудничестве, отставки и назначения |
Для проведения любого мониторинга СМИ необходимо задать два основных параметра - целевые СМИ и ключевые слова поиска.