Информационные технологии
Технологии — это наиболее рациональный способ организации любого процесса (производства, творчества, социальной деятельности), совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственных процессов. (22, 45—46).
Слово технология имеет греческое происхождение (techne — искусство, ремесло, мастерство и logos — учение). Оксфордская 9-томная иллюстрированная энциклопедия знаний поясняет, что технология (technology) — это совокупность методов обработки или изменения состояний, свойств сырья или материалов в процессе производства продукции. Ее можно определить как сочетание искусства и научности знаний (7, 334).
Технологии плавки металла и металлообработки, ткачества, обжига глины были известны очень давно. Нанесение текстов и изображений на каменные пластины, деревянные таблички, ткань, папирус, пергамент и, наконец, на бумагу стали способами преобразования информации, т.е. прообразом исторических форм и способов изображения образов, т.е. информационных технологий.
С изобретением книгопечатания Иоганном Гутенбергом связывается начало эпохи зарождения новой информационной цивилизации.
Как известно, XIX в. дал новый импульс развитию информационных технологий, а в середине XX в. начался век кибернетики, эра цифровых технологий.
Применительно к информатике и информационному процессу под информационными технологиями (ИТ) понимается наиболее рациональным образом организованный процесс реализации информационного интереса.
Для понимания смысла информационных технологий следует подробнее остановиться на различных уровнях этого понятия. Для этого необходимо совместить три важных компонента:
• орудия труда (станки, механизмы, машины, технические агрегаты);
• человека (обладателя определенных приемов труда);
• совокупность приемов труда, навыки, последовательность действий, описание принципов труда и его основ (т.е. идеологию орудий и навыков труда) (56, 45—46).
Эволюция этих трех компонентов всегда давала какие-то новые качества, появлялись наиболее рациональные формы и методы труда, в ходе которых совершенствовались и орудия труда и сам человек. Совокупность новых приемов и навыков, определяющих наиболее эффективную последовательность действий, т.е. наиболее рациональные способы процесса производства товаров во многом определяла ход развития общества.
Постепенно в ходе усложнения производственного процесса, появления новых орудий труда, увеличения количества производственных операций, и сам человек приобретал новые качества в ходе эволюционного процесса взаимного влияния названных трех элементов. Постоянное их обновление, запоминание новых строго повторяющихся последовательностей, появление все новых и новых навыков и их описание в виде алгоритма (т.е. повторение строгой последовательности действий) понималось обществом как необходимость реализации наиболее рациональных приемов и способов технических решений и производственных процессов. Это, в свою очередь, продвигало вперед все слои социальной системы, а также структуру культуры общества. В этом заключается технологический смысл научно-технического прогресса.
Информационные технологии также тесно связаны с названными тремя элементами процесса труда, только характер труда в этой сфере связан с информацией, т.е. с основным сырьем информационной деятельности. Иначе говоря, при подходах к пониманию информационных технологий так же используются три важных компонента:
• орудие обработки информации;
• человек как носитель навыков информационного труда;
• описание идеологии процесса производства и использования информации.
Эволюция развития этого вида труда человека постепенно превращала менее эффективные навыки обработки информации в более рациональные или эффективные.
Информация и ее массивность, как мы уже знаем, имеет большое значение для принятия управленческих решений. В этом фундаментальном свойстве информации заключается весь смысл эволюции информационно-технологического процесса новых эффективных, т.е. наиболее рациональных управленческих решений.
Информационная сфера деятельности человека постепенно прошла многие стадии своего развития: от кустарных навыков обработки информации к наиболее эффективным — компьютерно-цифровым, современным наукоемким информационно-компьютерным технологиям.
Таким образом, мы можем дать формулу научного понимания информационных технологий — это рациональные приемы и способы изменения (преобразования) состояния информации, ее свойств, формы и содержания с целью принятия эффективных управленческих решений и других информационных потребностей.
Специалисты в области информационных технологий выделяют три уровня их понимания:
• теоретический — при создании моделей сложных информационных процессов, когда совмещаются одновременно фундаментальные параметры и критерии огромного множества элементов принятия решений;
• исследовательский — при разработке новых методов и способов преобразования информации с целью автоматизированно конструировать наиболее оптимальные информационные технологии;
• прикладной — когда используются информационные технологии па инструментальном и предметно-функциональном уровне принятия решений.
Большая часть современных человеческих проблем сегодня разрешается на третьем уровне понимания и использования информационных технологий (22, 45—46).
Существуют традиционные и высокие (наукоемкие) информационные технологии. Последние связывают с современным уровнем научно-технической революции, новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи и пользования информации.