Информационные системы Минюста России
Минюст России в системе федеральных органов исполнительной власти занимает особое место. Своеобразие его положения объясняется тем, что в состав компетенции министерства входят полномочия по обеспечению государственной правовой политики, в целях реализации которой Минюст России, в частности:
• обобщает практику применения законодательства РФ и разрабатывает меры по совершенствованию своей деятельности;
• участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов Российской Федерации;
• проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
• проводит юридическую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства РФ;
• принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
• разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
• осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
• ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
• проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам и осуществляет государственный их учет (138).
Иначе говоря, Минюст России является ведущим экспертным и регистрационным государственным органом в системе исполнительной власти в области формирования и реализации нормативной правовой информации. Уникальность Минюста России в системе государственных органов и своеобразие его полномочий сказывается и при реализации государственной политики в области правовой информатизации.
Осуществление функций Минюста России обеспечивается созданием соответствующих информационно-телекоммуникационных систем, ведущая роль в создании и эксплуатации которых принадлежит федеральному государственному учреждению — НЦПИ при Минюсте России и Департаменту правовой информатизации Минюста России.
Основной целью деятельности НЦПИ является обеспечение выполнения единой научно-технической политики в области информатизации в интересах Минюста России и их территориальных органов.
Для реализации названной цели НЦПИ осуществляет следующие задачи:
• проведение работ по созданию информационных систем, формирование, ведение и администрирование баз данных в электронной форме и на бумажных носителях;
• ведение фонда нормативных правовых актов на бумажных носителях;
• подготовка специалистов по эксплуатации информационных систем (в том числе с использованием дистанционных методов обучения), организация образовательных объединений (ассоциаций, союзов);
• участие в международном информационном обмене.
Центральным организующим звеном Минюста России является Департамент правовой информатизации (139), который выполняет следующие основные задачи:
• организация информационно-технологического обеспечения создания и ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ;
• систематизация законодательства РФ, участие в подготовке и издании Свода законов Российской Федерации;
• организация работы по ведению правовой статистики самостоятельными структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными органами и учреждениями Минюста России;
• организация обмена правовой информацией с иностранными государствами, органами и подразделениями Совета Европы и ООН, с государствами — участниками СНГ в качестве генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации.
Для выполнения указанных задач Департамент осуществляет основные функции:
• участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации в Российской Федерации;
• осуществляет взаимодействие с ФСО России и участвует в работе по вопросу создания различных информационных систем правового назначения;
• организует разработку и внедрение автоматизированных технологий деятельности центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Минюста России;
• организует функционирование информационного сайта Минюста России в сети Интернет;
• проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам правовой информатизации и информационной безопасности;
• ведет учет законов и иных нормативных правовых актов и участвует в работе по ведению их классификатора;
• осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников СНГ;
• взаимодействует по вопросам обмена статистической информацией с правоохранительными органами, судами, органами государственной власти и предоставляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти, а также других заинтересованных организаций и граждан через учреждения правовой информатизации Минюста России в соответствии с установленным порядком;
• составляет сводные статистические отчеты об исполнении судебных актов и актов других органов, представляет их в установленном порядке.
Одной из важных функций Минюста России является ведение федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (далее — федеральный регистр).
Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями (140).
В федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
В случае если в результате юридической экспертизы указанных актов, проводимой Минюстом России, установлено их несоответствие Конституции РФ или Федеральному закону, экспертные заключения Минюста России включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.
Федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
Информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра осуществляется НЦПИ. Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют территориальные органы Минюста России.
В федеральный регистр включаются:
• номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов РФ;
• реквизиты нормативных правовых актов субъектов РФ (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);
• источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ;
• тексты нормативных правовых актов субъектов РФ;
• дополнительные сведения, перечень которых определяется Минюстом России.
Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре, обеспечивают НЦПИ, главные управления и управления Минюста России по субъектам РФ. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный сайт Минюста России в сети Интернет (141).